Версия 10:36, 3 августа 2010 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)
("Вокруг света" о Гёте)
← К предыдущему изменению
Версия 21:41, 28 июня 2012 (править)
OIglovikova (Обсуждение | вклад)

К след. изменению →
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:Goethe.jpg|right|thumbnail|300px|Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков]] [[Изображение:Goethe.jpg|right|thumbnail|300px|Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков]]
-<p align=justify>'''Иога́нн Во́льфганг фон Гёте''', Johann Wolfgang von Goethe ([[немецкий язык|нем.]]) (родился [[28 августа]] [[1749]] во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], скончался [[22 марта]] [[1832]] в [[Веймар]]е) — крупнейший немецкий поэт и мыслитель, знаменитый своей великой трагедией "Фауст". </p>+<p align="justify">'''Иога́нн Во́льфганг фон Гёте''', Johann Wolfgang von Goethe ([[немецкий язык|нем.]]) (родился [[28 августа]] 1749 во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], скончался [[22 марта]] 1832 в [[Веймар]]е) — крупнейший немецкий поэт и мыслитель, знаменитый своей великой трагедией "Фауст". </p>
== Жизнь и труды== == Жизнь и труды==
'''1749 — 1771''' '''1749 — 1771'''
-<p align=justify>Гёте родился в семье зажиточного бюргера и поэтому смог получить хорошее домашнее образование. В [[1765]] молодой Гёте поступил на юридическое отделение университета [[Лейпциг]]а. Впрочем, гораздо больше сил Гёте отдал не премудростям немецкого права, а занятиям литературой, посещая поэтические классы [[Геллерт Христиан-Фюрхтеготт|Христиана-Фюрхтеготта Геллерта]], известного баснописца и романиста эпохи Просвещения. Выпустив первый поэтический сборник ([[1770]]) в традициях рококо, молодой поэт не без влияния трудов немецких критиков [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Лессинга]] и [[Виланд, Кристоф Мартин|Вилланда]] овладел приемами версификации и драматургии, и став автором довольно значительного числа произведений, все же не чувствовал родства с господствовавшей поэтической школой. После серьезной болезни во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте]] Гёте по желанию отца приехал [[Страсбург]], где в конце августа [[1771]] защитил диссертацию по праву. Однако подлинным событием жизни в [[Страсбург]]е стало для Гёте знакомство с [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердером]] — ведущей фигурой движения "Бури и натиска". Именно [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердер]] заинтересовал молодого поэта творчеством [[Шекспир, Уильям|Шекспира]] и [[Оссиан]]а, и обратил его внимание на народную немецкую поэзию. </p>+<p align="justify">Гёте родился в семье зажиточного бюргера и поэтому смог получить хорошее домашнее образование. В 1765 молодой Гёте поступил на юридическое отделение университета [[Лейпциг]]а. Впрочем, гораздо больше сил Гёте отдал не премудростям немецкого права, а занятиям литературой, посещая поэтические классы [[Геллерт Христиан-Фюрхтеготт|Христиана-Фюрхтеготта Геллерта]], известного баснописца и романиста эпохи Просвещения. Выпустив первый поэтический сборник (1770) в традициях рококо, молодой поэт не без влияния трудов немецких критиков [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Лессинга]] и [[Виланд, Кристоф Мартин|Вилланда]] овладел приемами версификации и драматургии, и став автором довольно значительного числа произведений, все же не чувствовал родства с господствовавшей поэтической школой. После серьезной болезни во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте]] Гёте по желанию отца приехал [[Страсбург]], где в конце августа 1771 защитил диссертацию по праву. Однако подлинным событием жизни в [[Страсбург]]е стало для Гёте знакомство с [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердером]] — ведущей фигурой движения "Бури и натиска". Именно [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердер]] заинтересовал молодого поэта творчеством [[Шекспир, Уильям|Шекспира]] и [[Оссиан]]а, и обратил его внимание на народную немецкую поэзию. </p>
'''1772 — 1832''' '''1772 — 1832'''
-<p align=justify>Недостаток средств вынудил молодого Гёте воспользоваться своим дипломом адвоката — и в [[1772]] он получил место в Имперской судебной палате городка [[Вецлар]] (земля [[Гессен]]), а в [[1775]] принял приглашение [[Карл-Август Саксен-Веймар-Эйзенахский|Карла-Августа]], великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, и занял пост его советника. Следующие 10 лет прошли для Гёте в самом центре придворного общества, где он занимался всевозможными видами деятельности — от организации балов и пикников до надсмотра за строительством дорог и набором рекрутов. А дружба с герцогом дала Гёте возможность посвятить себя не только литературному творчеству, но и изучению наук — геологии, минералогии, ботаники и сравнительной анатомии. В [[1786]] [[1788]] поэт отправился в [[Италия|Италию]], где изучал историю античного искусства, занимался лепкой и рисованием. В [[1792]] [[1793]] Гёте принял участие в военных действиях на стороне австро-прусской коалиции, намеревавшейся восстановить монархию во [[Франция|Франции]] ([[20 сентября]] [[1792]] — битва при [[Вальми]]; [[14 апреля]] — [[23 июля]] [[1793]] — осада [[Майнц]]а). [[15 октября]] [[1806]] французские солдаты оккупировали [[Веймар]] и ворвались в дом поэта. Только благодаря Христиане Вульпиус — любовнице Гёте, не потерявшей присутствия духа, удалось их утихомирить и выпроводить. [[19 октября]] поэт официально сочетался браком с Христианой после 17 лет совместной жизни. </p>+<p align="justify">Недостаток средств вынудил молодого Гёте воспользоваться своим дипломом адвоката — и в 1772 он получил место в Имперской судебной палате городка [[Вецлар]] (земля [[Гессен]]), а в 1775 принял приглашение [[Карл-Август Саксен-Веймар-Эйзенахский|Карла-Августа]], великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, и занял пост его советника. Следующие 10 лет прошли для Гёте в самом центре придворного общества, где он занимался всевозможными видами деятельности — от организации балов и пикников до надсмотра за строительством дорог и набором рекрутов. А дружба с герцогом дала Гёте возможность посвятить себя не только литературному творчеству, но и изучению наук — геологии, минералогии, ботаники и сравнительной анатомии. В 1786 — 1788 поэт отправился в [[Италия|Италию]], где изучал историю античного искусства, занимался лепкой и рисованием. В 1792 — 1793 Гёте принял участие в военных действиях на стороне австро-прусской коалиции, намеревавшейся восстановить монархию во [[Франция|Франции]] ([[20 сентября]] 1792 — битва при [[Вальми]]; [[14 апреля]] — [[23 июля]] 1793 — осада [[Майнц]]а). [[15 октября]] 1806 французские солдаты оккупировали [[Веймар]] и ворвались в дом поэта. Только благодаря Христиане Вульпиус — любовнице Гёте, не потерявшей присутствия духа, удалось их утихомирить и выпроводить. [[19 октября]] поэт официально сочетался браком с Христианой после 17 лет совместной жизни. </p>
-<p align=justify> Годы после [[1793]] Гёте посвятил исключительно литературным занятиям. В [[1808]] вышло в свет 12-томное собрание сочинений поэта, в составе которого была впервые опубликована I часть "Фауста". В последние годы жизни поэтом было написано еще несколько крупных произведений — "Западно-восточный диван" и "Годы странствий Вильгельма Мейстера", и завершена вторая часть "Фауста". [[22 марта]] [[1832]] Гёте скончался в [[Веймар]]е и был похоронен в великогерцогской усыпальнице<ref>[http://gonzo.uni-weimar.de/~wis/rundgang/5_e.html Историческое кладбище в Веймаре]</ref>.</p>+<p align="justify"> Годы после 1793 Гёте посвятил исключительно литературным занятиям. В 1808 вышло в свет 12-томное собрание сочинений поэта, в составе которого была впервые опубликована I часть "Фауста". В последние годы жизни поэтом было написано еще несколько крупных произведений — "Западно-восточный диван" и "Годы странствий Вильгельма Мейстера", и завершена вторая часть "Фауста". [[22 марта]] 1832 Гёте скончался в [[Веймар]]е и был похоронен в великогерцогской усыпальнице<ref>[http://gonzo.uni-weimar.de/~wis/rundgang/5_e.html Историческое кладбище в Веймаре]</ref>.</p>
== Цитаты == == Цитаты ==
Строка 16: Строка 16:
* <p align=justify>Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него</p> * <p align=justify>Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него</p>
-* В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее+* <p align="justify">В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее </p>
-* Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением+* <p align="justify">Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением </p>
-* Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы+* <p align="justify">Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы </p>
-* Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой+* <p align="justify">Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой </p>
-* Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой+* <p align="justify">Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой </p>
-* Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем+* <p align="justify">Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем </p>
'''Природа''' '''Природа'''
-* Природа — творец всех творцов+* <p align="justify"> Природа — творец всех творцов</p>
-* Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей+* <p align="justify"> Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей</p>
-* Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание+* <p align="justify"> Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание</p>
-* Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них+* <p align="justify"> Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них</p>
-* Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность+* <p align="justify">Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность </p>
-* Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует+* <p align="justify">Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует </p>
'''Наука, познание''' '''Наука, познание'''
-* <p align=justify>Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя</p>+* <p align="justify">Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя</p>
-* Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!+* <p align="justify">Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! </p>
-* Научиться можно только тому, что любишь+* <p align="justify">Научиться можно только тому, что любишь </p>
-* Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной+* <p align="justify"> Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной</p>
-* <p align=justify>Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее</p>+* <p align="justify">Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее</p>
-* Мастер познается в самоограничении+* <p align="justify">Мастер познается в самоограничении </p>
-* <p align=justify>Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна</p>+*<p align="justify">Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна</p>
-* Искусство есть посредник того, что нельзя высказать +* <p align="justify">Искусство есть посредник того, что нельзя высказать </p>
-* Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает+* <p align="justify"> Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает</p>
-* Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти+* <p align="justify"> Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти</p>
-* Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться+* <p align="justify">Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться </p>
-* Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм+* <p align="justify">Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм </p>
-* Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным+* <p align="justify">Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным </p>
'''Человек, общество, нравы''' '''Человек, общество, нравы'''
-* Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии+* <p align="justify">Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии </p>
-* Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать+* <p align="justify">Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать </p>
-* <p align=justify>Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли</p>+* <p align="justify">Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли</p>
-* Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение+* <p align="justify">Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение </p>
-* <p align=justify>Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу</p>+* <p align="justify">Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу</p>
-* <p align=justify>Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее</p>+* <p align="justify">Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее</p>
-* Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет+* <p align="justify">Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет </p>
-* По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену+* <p align="justify"> По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену</p>
-* Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком+* <p align="justify">Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком </p>
-* Лишь в людях себя познать способен человек+* <p align="justify">Лишь в людях себя познать способен человек </p>
-* Человека формирует все великое+* <p align="justify">Человека формирует все великое </p>
-* Лишь все человечество вместе является истинным человеком+* <p align="justify"> Лишь все человечество вместе является истинным человеком</p>
'''Достоинства''' '''Достоинства'''
-* Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причинила+* <p align="justify">Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причинила </p>
-* Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться+* <p align="justify">Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться </p>
-* <p align=justify>Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих</p>+* <p align="justify">Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих</p>
-* Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели+* <p align="justify"> Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели</p>
-* Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых+* <p align="justify">ысокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых </p>В
-* Смелые мысли играют роль передовых шашек: они гибнут, но обеспечивают победу+* <p align="justify">Смелые мысли играют роль передовых шашек: они гибнут, но обеспечивают победу </p>
-* Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует+* <p align="justify"> Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует</p>
-* Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение+* <p align="justify">Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение </p>
-* Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение+* <p align="justify"> Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение</p>
-* Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее+* <p align="justify">Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее </p>
'''Недостатки''' '''Недостатки'''
-* <p align=justify>Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности</p>+* <p align="justify">Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности</p>
-* Самый тонкий волос тоже бросает тень+* <p align="justify">Самый тонкий волос тоже бросает тень </p>
-* Недостаточно только желать: надо делать+* <p align="justify">Недостаточно только желать: надо делать </p>
-* Без пользы жить — безвременная смерть+* <p align="justify">Без пользы жить — безвременная смерть</p>
-* Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора+* <p align="justify">Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора </p>
-* Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным+* <p align="justify">Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным </p>
-* Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее+* <p align="justify">Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее </p>
-* Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы+* <p align="justify"> Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы</p>
-* Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя+* <p align="justify">Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя </p>
-* Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение+* <p align="justify"> Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение</p>
== Сочинения == == Сочинения ==

Версия 21:41, 28 июня 2012

Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков
Увеличить
Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте, Johann Wolfgang von Goethe (нем.) (родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне, скончался 22 марта 1832 в Веймаре) — крупнейший немецкий поэт и мыслитель, знаменитый своей великой трагедией "Фауст".

Содержание

Жизнь и труды

1749 — 1771

Гёте родился в семье зажиточного бюргера и поэтому смог получить хорошее домашнее образование. В 1765 молодой Гёте поступил на юридическое отделение университета Лейпцига. Впрочем, гораздо больше сил Гёте отдал не премудростям немецкого права, а занятиям литературой, посещая поэтические классы Христиана-Фюрхтеготта Геллерта, известного баснописца и романиста эпохи Просвещения. Выпустив первый поэтический сборник (1770) в традициях рококо, молодой поэт не без влияния трудов немецких критиков Лессинга и Вилланда овладел приемами версификации и драматургии, и став автором довольно значительного числа произведений, все же не чувствовал родства с господствовавшей поэтической школой. После серьезной болезни во Франкфурте Гёте по желанию отца приехал Страсбург, где в конце августа 1771 защитил диссертацию по праву. Однако подлинным событием жизни в Страсбурге стало для Гёте знакомство с Гердером — ведущей фигурой движения "Бури и натиска". Именно Гердер заинтересовал молодого поэта творчеством Шекспира и Оссиана, и обратил его внимание на народную немецкую поэзию.

1772 — 1832

Недостаток средств вынудил молодого Гёте воспользоваться своим дипломом адвоката — и в 1772 он получил место в Имперской судебной палате городка Вецлар (земля Гессен), а в 1775 принял приглашение Карла-Августа, великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, и занял пост его советника. Следующие 10 лет прошли для Гёте в самом центре придворного общества, где он занимался всевозможными видами деятельности — от организации балов и пикников до надсмотра за строительством дорог и набором рекрутов. А дружба с герцогом дала Гёте возможность посвятить себя не только литературному творчеству, но и изучению наук — геологии, минералогии, ботаники и сравнительной анатомии. В 1786 — 1788 поэт отправился в Италию, где изучал историю античного искусства, занимался лепкой и рисованием. В 1792 — 1793 Гёте принял участие в военных действиях на стороне австро-прусской коалиции, намеревавшейся восстановить монархию во Франции (20 сентября 1792 — битва при Вальми; 14 апреля23 июля 1793 — осада Майнца). 15 октября 1806 французские солдаты оккупировали Веймар и ворвались в дом поэта. Только благодаря Христиане Вульпиус — любовнице Гёте, не потерявшей присутствия духа, удалось их утихомирить и выпроводить. 19 октября поэт официально сочетался браком с Христианой после 17 лет совместной жизни.

Годы после 1793 Гёте посвятил исключительно литературным занятиям. В 1808 вышло в свет 12-томное собрание сочинений поэта, в составе которого была впервые опубликована I часть "Фауста". В последние годы жизни поэтом было написано еще несколько крупных произведений — "Западно-восточный диван" и "Годы странствий Вильгельма Мейстера", и завершена вторая часть "Фауста". 22 марта 1832 Гёте скончался в Веймаре и был похоронен в великогерцогской усыпальнице[1].

Цитаты

Жизнь

  • Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него

  • В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее

  • Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением

  • Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы

  • Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой

  • Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой

  • Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем

Природа

  • Природа — творец всех творцов

  • Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей

  • Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание

  • Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них

  • Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность

  • Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует

Наука, познание

  • Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя

  • Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!

  • Научиться можно только тому, что любишь

  • Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной

  • Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее

  • Мастер познается в самоограничении

  • Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна

  • Искусство есть посредник того, что нельзя высказать

  • Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает

  • Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти

  • Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться

  • Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм

  • Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным

Человек, общество, нравы

  • Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии

  • Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать

  • Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли

  • Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение

  • Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу

  • Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее

  • Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет

  • По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену

  • Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком

  • Лишь в людях себя познать способен человек

  • Человека формирует все великое

  • Лишь все человечество вместе является истинным человеком

Достоинства

  • Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причинила

  • Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться

  • Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих

  • Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели

  • ысокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых

    В
  • Смелые мысли играют роль передовых шашек: они гибнут, но обеспечивают победу

  • Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует

  • Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение

  • Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение

  • Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее

Недостатки

  • Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности

  • Самый тонкий волос тоже бросает тень

  • Недостаточно только желать: надо делать

  • Без пользы жить — безвременная смерть

  • Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора

  • Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным

  • Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее

  • Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы

  • Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя

  • Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение

Сочинения

Ссылки

Русскоязычные ресурсы

Зарубежные ресурсы

Литература

  • Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986
  • Вильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. М., 1959
  • Жирмунский В.М. Гëте в русской литературе. Л., 1981
  • Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество, тт. 1–2. М., 1987
  • Шагинян М.С. Гёте. М.-Л., 1950
  • Boyle N. Goethe. Der Dichter in seiner Zeit. Aus dem Engl. übers. von Holger Fliessbach. Frankfurt am Main, 2004
  • Conrady K.O. Goethe – Leben und Werk. Zürich, 1994
  • Borchmeyer D. Goethe. Der Zeitbürger. München, Wien, 1999

"Вокруг света" о Гёте

Статьи

Телепрограммы

Телеграф

Вопрос — ответ

  • Кто такой гомункул? (вторым рождением гомункула считается его появление во второй части "Фауста" Гёте)

Примечания

  1. Историческое кладбище в Веймаре