|
|
|
|
12+
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
|
|
||
|
Гус, ЯнЯн Гус, Jan Hus (чеш.), Ioannes Hus или Hussus (лат.), John Huss (англ.) (родился, предположительно, в 1369 в селе Гусинец в 5 км от города Прахатице, Чешское королевство, ныне город Гусинец в Южно-Чешской области Чехии; погиб на костре 6 июля 1415 в Констанце, Германия, ныне федеральная земля Баден) — проповедник, философ, реформатор и борец за права чешского народа. Римско-католическая церковь назвала его учение еретическим, и Гус был заживо сожжен. Казнь Гуса положила начало гуситским войнам. Пять столетий спустя, 17 декабря 1999, на международном симпозиуме в Ватикане, римский папа Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу мученической смерти Гуса и отдал дань уважения величию его духа. [1] На симпозиуме создали "гуситскую комиссию" во главе с кардиналом Милославом Влком. Вопрос о реабилитации проповедника не ставился, но комиссия высказала мысль, что "надо переписать историю заново без эмоций" и "учение Гуса может стать мостом между разобщенными христианскими церквями". [2] [ Детство и юность ГусаЯн Гус родился в селе Гусинец на юге страны, недалеко от баварской границы. День его рождения, а также год не определены с полной достоверностью. Но год рождения Гуса вычисляют, зная год его поступления в Пражский университет, хотя в XIV и XV веках на университетских скамьях и в низших классах рядом с мальчиками часто сидели бородатые юноши. Как бы то ни было, принято считать, что Гус родился в 1369 году. Сведения о детстве и отрочестве Гуса довольно скудны. Настоящее имя его "Ян из Гусинца" еще школьными товарищами было сокращено до Гуса, а Гус по-чешски означает, как и по-русски, "гусь". Так школьное прозвище Гуса вошло в историю. Честь быть родиной великого реформатора оспаривают два чешских поселка — Гусинец у Праги и Гусинец у Прахатице, где сохранился дом проповедника.[3] О родителях Гуса известно только, что у них было еще несколько сыновей. В очень раннем возрасте Гуса отправили в Прагу учиться. В столице он жил, как и все тогдашние небогатые школьники, добывая себе пропитание пением и прислуживанием в храмах. В сочинениях Гуса сохранились отрывочные замечания об этом периоде жизни: "Когда я был голодным мальчуганом, я делал из хлеба ложечки, которыми ел горох до тех пор, пока наконец не съедал и ложки". Очень рано Гус стал помышлять о карьере священника: вероятно, с этой целью он и был отдан родителями в ученье. По словам Гуса, его представление о священстве было связано в первую очередь с хорошим достатком. По окончании низших школ Гус записался в Пражский университет на факультет "свободных искусств" (по-чешски — "свободных умений"), почти соответствовавший тому, что немцы называют философским факультетом, с тем, однако, различием, что он был необходимой подготовительной ступенью к трем высшим факультетам. В университете Гус, по его собственным словам, не уклонялся ни от чего, участвуя и во всем важном, и во всем легкомысленном. Впрочем, легкомыслие Гуса ограничивалось самыми невинными забавами. Несмотря на рвение Гуса к учебе, профессора не признали в нем особенных способностей. В экзаменационных списках он находился в числе "средних". Зато сам Гус многих из своих профессоров вспоминал с большим уважением и признательностью: одного называл "ясным оратором", другого — "прекрасным проповедником, подобным трубному гласу". Достоверно известно, что степень бакалавра свободных искусств Гус получил в 1393. В следующем году он приобрел степень бакалавра богословия, еще два года спустя, в 1396, был уже магистром свободных искусств. Дальше этого Гус не пошел. Он не добивался степени доктора богословия и на всю жизнь остался магистром. [ Проповеди и атака на католическую церковьС 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401 — 1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402 — 1403 и 1409 — 1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к "дешевой" церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение. ![]() Ян Гус выступает перед церковным судом в Констанце 6 июля 1415. Худ. Вацлав Брожик, 1883 [ Конфликт с духовенством и изгнание1409 — 1412 – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410 — 1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ. В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус "О церкви" (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином. [ Казнь ГусаВ учении Яна Гуса церковь увидела опаснейшую ересь. В 1414 проповедника вызвали в немецкий город Констанц на церковный собор, чтобы предотвратить раскол в церкви[4] и осудить ереси. Брат короля Вацлава IV император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембургский предоставил проповеднику охранную грамоту. Гус поехал в Констанц в надежде отстоять свои убеждения в диспуте с целым Собором. Но несмотря на охранную грамоту, Гуса остановили в пути и заточили в темницу Готлибен. Через 70 голодных и беспросветных дней, 5 июня 1415 его привезли в Констанц, где потребовали отречения, не предоставив слова. 1 июля 1415 узнику вручили текст отречения, составленного в мягких выражениях. Гусу предлагалось отречься только от тех статей его учения, которые он сам находил еретическими, так что он мог еще избежать смерти. 6 июля Яна Гуса привели в кафедральный собор и зачитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Ян Гус произнес: "Не отрекусь!", после чего его лишили сана священника и сразу же казнили. Та же участь в 1416 постигла и его друга Иеронима Пражского. Прах Яна Гуса попал в воды Рейна. А его казнь всколыхнула чешское общество и положила начало гуситскому движению. Ян Гус был объявлен чешским святым. [ Точки над “i”. Реформа чешской орфографииГус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими (от греч. διακριτικός — различительный) значками, которые упростили чешское письмо. В результате над согласными буквами появились специальные значки (точки и черточки), показывающие, как должны произноситься данные буквы. До идеи Гуса для обозначения одного звука приходилось писать несколько согласных букв подряд. Удобная система правописания с диакритическими знаками, предложенная Гусом, укоренилась в чешском языке и впоследствии повлияла на реформы правописания в других языках (словацкий, литовский). В результате реформ процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. А это в свою очередь облегчило распространение грамотности в народе[5]. Благодаря реформе чешской орфографии и сочинения Гуса стали доступны народу, его язык понимали и горожане, и крестьяне, и рыцари. Любопытно, что в своих сочинениях Гус прямо обращался к широким читательским кругам (в частности труд "О познании истинного пути к спасению"). Гус выработал особый доходчивый стиль полемики, не отвлеченной, а жизненно мотивированной, и по существу утвердил в чешской литературе новый тип прозы. Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, которую сожгли вместе с ним. [ Связано с именем Гуса![]() Памятник Яну Гусу в Праге
[ Цитаты[ Сочинения Яна Гуса
[ Литература
[ Ссылки[ Примечания
К этой странице обращались 87 628 раз(а).
|