Версия 18:17, 8 декабря 2006 (править)
MShifrin (Обсуждение | вклад)

← К предыдущему изменению
Версия 16:21, 10 декабря 2007 (править)
MShifrin (Обсуждение | вклад)
(Цитаты)
К след. изменению →
Строка 1: Строка 1:
-Гектор Берлиоз, Hector Berlioz (родился в )+[[Изображение:Berlioz.jpg|left|thumbnail|250px|"Портрет Гектора Берлиоза", Эмиль Синьоль, 1832 ]]
 +<p align=justify>'''Гектор Берлиоз''' <ref>Имя Hector по-французски читается "Эктор", с ударением на последнем слоге</ref>, Hector Berlioz (родился [[11 декабря]] [[1803]] года в городке [[Кот-Сент-Андре]], ныне регион [[Рона-Альпы]], [[Франция]]; умер [[8 марта]] [[1869]] года в [[Париж]]е) - французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, писатель. </p>
 +== Биографическая справка ==
 +<font size=2><b>''"Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству - драматической музыке."''</b></font>
-== Цитаты ==+Родился [[10 декабря]] [[1803]] года в маленьком городке [[Кот-Сент-Андре]] на юго-востоке [[Франция|Франции]] в семье врача. В детские годы находился под влияниеми с одной стороны матери, ревностной католички, с другой - отца, любителя философии, литературы и истории. '''Берлиоз''' не получил музыкального образования, но умел играть на гитаре, флейте, сочинял романсы и камерные ансамбли. Позже увлекся крестьянской народной песней и литературой.
 +Первые яркие музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец Берлиоза всячески способствовал музыкальному развитию сына, хотя не считал это занятие достаточно серьезным.
 +Весной 1821 года [[Гектор Белиоз]] отправился в [[Париж]] и поступил на медицинский факультет. Изучая медицину (1821 - 1824 гг), находил время и для увлечения музыкой. Огромное впечатление на него произвела постановка оперы "Ифигения в Тавриде" [[Глюк, Кристоф Виллибальд|К.В. Глюка]].
 +
 +В 1826-1830 годах [[Берлиоз]] обучался в консерватории у [[Лесюэр, Жан Франсуа|Ж.Ф. Лесюэра]] и [[Рейха, Антонин|А. Рейхи]]. Большая часть профессоров во главе с директором [[Керубини, Луиджи|Л. Керубини]] распознала в молодом человеке и довольно неприязненно относилась к нему. В 1830 году '''Берлиозу''' пресуждена Римская премия за кантату "Сарданапал" (1830, давала композитору право на несколько лет жизни в [[Италия|Италии]]). К окончанию консерватории он написал "Фантастическую симфонию", которая была впервые исполнена [[5 декабря]] [[1830]] года и имела успех.
 +
 +Пребывание в [[Италия|Италии]] (1831-1832 гг) отразилось на дальнейшем творчестве композитора. По возвращении в [[Париж]] '''Берлиоз''' занялся композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. 30-40-е годы - период наибольшей творческой активности. Среди сочинений этих лет: симфония "Гарольд в Италии" (1834), опера "Бенвенуто Челлини" (1837), Реквием (1837), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839), "Траурно - триумфальная симфония" (1840, написана к торжественной церемонии памяти жертв Июльской революции 1830 года), драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846).
 +
 +Искусство '''Берлиоза''' не находило отклика у публики. Опера "Бенвенуто Челлини", поставленная в 1838 в [[Париж]]е в театре "Гранд Опера", провалилась. Равнодушие зрителей к концертному исполнению "Осуждения Фауста", организованному композитором в 1846 году на собственные деньги, разорило композитора, и ему пришлось гастролировать в качестве дирижёра.
 +
 +В 1847 году '''Берлиоз''' отправился по совету [[Бальзак, Оноре де|Бальзака]] в [[Россия|Россию]]. Выступления в качестве дирижера в [[Петербург]]е и [[Москва|Москве]] сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. ''«И ты моя спасительница, [[Россия]]!»'' — писал после '''Берлиоз'''.
 +
 +Основные черты стиля '''Берлиоза''' сложились уже в "Фантастической симфонии" - первой романтической программной симфонии, ставшей манифестом французского романтизма в музыке.
 +
 +[[Берлиоз, Гектор|Берлиоз]] много нового внёс в голосоведение, гармонию и ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров. Выразительным возможностям оркестра '''Берлиоз''' посвятил трактат об инструментовке (1843).
 +
 +'''Берлиоз''' как дирижер обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинению их воплощению целостного художественного замысла. Наряду с [[Вагнер, Рихард|Рихардом Вагнером]] он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерскому искусству посвящен его трактат "Дирижёр оркестра" (1856).
 +
 +На протяжении всей своей творческой деятельности '''Берлиоз''' публиковался как музыкальный критик (1823 - 1864).
 +
 +== Цитаты ==
 +* Время - великий учитель. Жаль только, что оно убивает своих учеников.
 +* Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
 +* Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала.
 +* [[Бах, Иоганн-Себатьян|Бах]] - это Бах, как Бог - это Бог.
 +* Ах! Как талантлив буду я завтра!
 +* К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Пока не поздно избрать другую профессию. (''начинающему композитору, попросившему оценить его сочинения'') Сказать по правде, когда я был в вашем возрасте, мой профессор говорил мне то же, что я сейчас - вам.
 +* Во [[Франция|Франции]] все обожают музыку, но никто ее не любит.
 +* Выпьем за наших любовниц... из черепов их любовников!
== Сочинения Гектора Берлиоза == == Сочинения Гектора Берлиоза ==
 +* [http://www.bm-grenoble.fr:9000/exl-php/cadcgp.php?QUERY=1&MODELE=accueil_berlioz.html Оцифрованная база документов Гектора Берлиоза в Библиотеке Гренобля]
 +===Автобиографические===
* [http://www.hberlioz.com/Works/autobiographie.htm Автобиография Берлиоза (на французском языке)] * [http://www.hberlioz.com/Works/autobiographie.htm Автобиография Берлиоза (на французском языке)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Writings/HBMindex.htm Мемуары Гектора Берлиоза (полный текст на французском языке)]
 +===Труды о музыке===
 +* [http://www.hberlioz.com/Scores/BerliozTraite.html Трактат об инструментовке и оркестровке (оригинал на французском языке)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Scores/BerliozTreatise.html То же, на английском]
 +* [http://www.hberlioz.com/Scores/Chefdorchestre.htm Дирижер. Теория его искусства (на французском языке)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Writings/GMindex.htm Гротески в музыке (на французском языке)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Writings/ATCindex.htm Через пение (на французском языке)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Writings/SOindex.htm Вечера оркестра (на французском языке)]
 +
 +===Музыкальные сочинения===
 +* [http://hector.ucdavis.edu/Berlioz2003/00Home.htm Музыкальные сочинения, полный каталог]
 +* [http://www.hberlioz.com/Works/Catalogue.htm Полный каталог на английском, с датами первого исполнения]
 +* [http://www.hberlioz.com/Libretti/ Тексты вокальных произведений Берлиоза (на английском)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Libretti/accueil.htm Тексты вокальных произведений Берлиоза (на французском)]
== Ссылки == == Ссылки ==
Строка 15: Строка 62:
* [http://www.hberlioz.com/ Портал на английском и французском языках, посвященный Гектору Берлиозу] * [http://www.hberlioz.com/ Портал на английском и французском языках, посвященный Гектору Берлиозу]
* [http://expositions.bnf.fr/berlioz/ Виртуальная выставка Французской национальной библиотеки, посвященная Гектору Берлиозу] * [http://expositions.bnf.fr/berlioz/ Виртуальная выставка Французской национальной библиотеки, посвященная Гектору Берлиозу]
 +* [http://www.berlioz-anhb.com/ Национальная ассоциация Гектора Берлиоза]
 +* [http://www.festivalberlioz.com/ Фестиваль имени Берлиоза в его родном городе Кот-Сент-Андре]
 +* [http://www.hberlioz.com/Paris/BerliozParis.html Места в Париже, связанные с именем Берлиоза]
 +* [http://www.hberlioz.com/Special/ledmondson.htm Л. Эдмондсон. Пребывание Берлиоза в России (статья на английском языке)]
 +* [http://www.hberlioz.com/Russia/1868ConcertR.htm А. Орешников. Концерт в Манеже. Из воспоминаний современника (на русском языке)]
 +
 +== Примечания ==
 +
 +<references/>

Версия 16:21, 10 декабря 2007

"Портрет Гектора Берлиоза", Эмиль Синьоль, 1832
Увеличить
"Портрет Гектора Берлиоза", Эмиль Синьоль, 1832

Гектор Берлиоз [1], Hector Berlioz (родился 11 декабря 1803 года в городке Кот-Сент-Андре, ныне регион Рона-Альпы, Франция; умер 8 марта 1869 года в Париже) - французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, писатель.

Содержание

Биографическая справка

"Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству - драматической музыке."

Родился 10 декабря 1803 года в маленьком городке Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача. В детские годы находился под влияниеми с одной стороны матери, ревностной католички, с другой - отца, любителя философии, литературы и истории. Берлиоз не получил музыкального образования, но умел играть на гитаре, флейте, сочинял романсы и камерные ансамбли. Позже увлекся крестьянской народной песней и литературой. Первые яркие музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец Берлиоза всячески способствовал музыкальному развитию сына, хотя не считал это занятие достаточно серьезным.

Весной 1821 года Гектор Белиоз отправился в Париж и поступил на медицинский факультет. Изучая медицину (1821 - 1824 гг), находил время и для увлечения музыкой. Огромное впечатление на него произвела постановка оперы "Ифигения в Тавриде" К.В. Глюка.

В 1826-1830 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Большая часть профессоров во главе с директором Л. Керубини распознала в молодом человеке и довольно неприязненно относилась к нему. В 1830 году Берлиозу пресуждена Римская премия за кантату "Сарданапал" (1830, давала композитору право на несколько лет жизни в Италии). К окончанию консерватории он написал "Фантастическую симфонию", которая была впервые исполнена 5 декабря 1830 года и имела успех.

Пребывание в Италии (1831-1832 гг) отразилось на дальнейшем творчестве композитора. По возвращении в Париж Берлиоз занялся композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. 30-40-е годы - период наибольшей творческой активности. Среди сочинений этих лет: симфония "Гарольд в Италии" (1834), опера "Бенвенуто Челлини" (1837), Реквием (1837), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839), "Траурно - триумфальная симфония" (1840, написана к торжественной церемонии памяти жертв Июльской революции 1830 года), драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846).

Искусство Берлиоза не находило отклика у публики. Опера "Бенвенуто Челлини", поставленная в 1838 в Париже в театре "Гранд Опера", провалилась. Равнодушие зрителей к концертному исполнению "Осуждения Фауста", организованному композитором в 1846 году на собственные деньги, разорило композитора, и ему пришлось гастролировать в качестве дирижёра.

В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия — писал после Берлиоз.

Основные черты стиля Берлиоза сложились уже в "Фантастической симфонии" - первой романтической программной симфонии, ставшей манифестом французского романтизма в музыке.

Берлиоз много нового внёс в голосоведение, гармонию и ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров. Выразительным возможностям оркестра Берлиоз посвятил трактат об инструментовке (1843).

Берлиоз как дирижер обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинению их воплощению целостного художественного замысла. Наряду с Рихардом Вагнером он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерскому искусству посвящен его трактат "Дирижёр оркестра" (1856).

На протяжении всей своей творческой деятельности Берлиоз публиковался как музыкальный критик (1823 - 1864).

Цитаты

  • Время - великий учитель. Жаль только, что оно убивает своих учеников.
  • Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
  • Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала.
  • Бах - это Бах, как Бог - это Бог.
  • Ах! Как талантлив буду я завтра!
  • К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Пока не поздно избрать другую профессию. (начинающему композитору, попросившему оценить его сочинения) Сказать по правде, когда я был в вашем возрасте, мой профессор говорил мне то же, что я сейчас - вам.
  • Во Франции все обожают музыку, но никто ее не любит.
  • Выпьем за наших любовниц... из черепов их любовников!

Сочинения Гектора Берлиоза

Автобиографические

Труды о музыке

Музыкальные сочинения

Ссылки

Примечания

  1. Имя Hector по-французски читается "Эктор", с ударением на последнем слоге