Аристотель. Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия. Рим, Национальный римский музей
Аристотель, ’Aριστοτέλης (греч.), Aristotle (англ.), родился в 384 до н.э. в Стагире, умер 7 марта 322 до н.э. в Халкиде на острове Эвбея[1] — греческий философ, создатель Перипатетической школы и ученый-энциклопедист, основоположник нескольких наук — физики, биологии, психологии, политологии.
Аристотель родился в Стагире, находящейся в восточной части полуострова Халкидика, на побережье Фракии. После смерти отца, который был придворным врачом македонского царя Аминты II, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Платона и оставался в Академии почти 20 лет, до смерти своего учителя в 347 до н.э. Уязвленный тем, что Спевсипп был выбран руководителем Академии, Аристотель покинул Афины и отправился вместе с Ксенократом ко двору Гермия Атарнейского, владевшего несколькими городами в Троаде (Малая Азия). Там Аристотель основал философскую школу и даже женился на племяннице Гермия, которого знал еще по годам учебы в Академии Платона.
После трагической гибели Гермия в Персии в 345 до н.э. Аристотель перебрался в Митилену на Лесбос, а оттуда в 343 до н.э. по приглашению Филиппа II, царя Македонии, приехал в Пеллу, чтобы стать воспитателем царского сына — Александра[2].
В 335 до н.э. Аристотель вернулся в Афины, где Платоновскую Академию возглавлял Ксенократ. Аристотель основал свою собственную школу, ставшую известной под названием школы перипатетиков[3].
В 323 до н.э., когда умер Александр Македонский и Греция восстала против македонского владычества, Аристотеля, как бывшего наставника великого завоевателя, обвинили в богохульстве и собирались предать суду. Не желая разделить судьбу Сократа, Аристотель, передав управление Ликеем Теофрасту, навсегда покинул Афины и переселился в поместье своей матери на острове Эвбея, где и скончался 7 марта 322 до н.э.
Традиционно весь корпус сочинений Аристотеля делится на 7 групп:
логические сочинения, которые впоследствии стали называть "Органон" ("Категории", "О выражении мыслей", "Первые аналитики", "Вторые аналитики", "Топика", "О софистических обманах");
сочинения из области физики, т.е. науки о природе ("Физика", "О возникновении и уничтожении", "О небе", "Метеорология");
биологические сочинения ("О животных", "О частях животных", "История животных", "О растениях");
сочинения из области психологии ("О душе");
произведения, касающиеся так называемой первичной философии, так называемая "Метафизика" (после физики);
сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права ("Никомахова этика", "Эвдемейская этика", "Политика" и "политии", т.е. очерки государственного устройства (например, "Афинская полития");
сочинения из области риторики и поэтики ("Поэтика", "Риторика").
Когда люди любят друг друга, им не нужна справедливость
Мир благоденствует, когда цари философствуют, и философы царствуют
Остроумие — это просвещенная дерзость
Сомнение — начало мудрости
Природа ничего не создает напрасно
Воспитание — лучший припас к старости
Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями
Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище
Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями
Мы восхваляем того, кто любит своих друзей
Наслаждение общением — главный признак дружбы
Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами
О, друзья мои! Нет на свете друзей!
Добро для человека — это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью
Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных
Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи
Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время
Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро
Жить — значит делать вещи, а не приобретать их
Наш характер есть результат нашего поведения
Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого
В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными
Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь — благо по природе
Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью
Серьезное разрушается смехом, смех — серьезностью
Свойство тирана — отталкивать всех, чье сердце гордо и свободно
Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека
Счастье — на стороне того, кто доволен
Совесть — это правильный суд доброго человека
Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину
Честь — это награда, присуждаемая за добродетель
Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда
Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще
Страх определяют как ожидание зла
Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность
Человек по своей природе есть существо общественное
Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости
Человек вне общества — или бог, или зверь
При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется
Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок
Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются. Совершать проступок можно по-разному... между тем поступать правильно можно только одним единственным способом
Преступление нуждается лишь в предлоге
Хорошая книга — та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно
Хвалить людей в лицо — признак лести
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле
Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности
Познание начинается с удивления
Остроумен тот, кто шутит со вкусом
Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением
Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь
Начало есть более чем половина всего (хорошее начало - половина дела)
↑ По другим данным философ умер 2 октября 322 до н.э.
↑ В благодарность за это, Филипп II приказал восстановить родной город Стагиру, разрушенную во время Олинфской войны в 349 до н.э.
↑ Такое название школа получила от особой манеры преподавания среди прогулок в портиках ("перипатос"); эти занятия происходили при храме Аполлона Ликейского (отсюда наше название "лицей")