15 марта в музее-заповеднике «Царицыно» прошел вернисаж инклюзивного выставочного проекта «Искусство быть рядом». Выставка стала продолжением проекта «Искусство быть», инициированного в 2018 году ГЦСИ и Благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» в рамках программы «Современное искусство и особое восприятие». Выставка доступна для всех, в том числе для людей с особенностями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах.

Фото №1 - В музее-заповеднике «Царицыно» открылась инклюзивная выставка «Искусство быть рядом»

С 2019 по 2021 год проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. С самого начала проект строился на пересечении современного искусства, психологии, социальной реабилитации, педагогики и арт-терапии. Выставки проекта «Искусство быть» в 2019–2020 годах проходили в Москве, Нижнем Новгороде, Владикавказе, Выксе и Краснодаре. С 16 марта по 10 мая 2021 года выставка будет работать в ГМЗ «Царицыно». Экспозиции во Втором оранжерейном корпусе, Большом дворце (в экспозиции «Искусство Большого стиля» и зале просветительского проекта Arzamas), Хлебном доме ждут посетителей.

На церемонии открытия президент и учредитель Благотворительного фонда «Гольфстрим» Марина Зубова поблагодарила всех, кто сделал возможным осуществление проекта.

Фото №2 - В музее-заповеднике «Царицыно» открылась инклюзивная выставка «Искусство быть рядом»

«Спасибо Музею-заповеднику „Царицыно“ за то, что двери этих прекрасных залов открылись для нашей выставки. Большая благодарность Благотворительному фонду Владимира Потанина за то, что они поверили в наш проект, когда он только начинался.

В этом году фонду „Гольфстрим“ исполняется 10 лет, и мы рады, что именно сейчас можем рассказать множеству людей о том, что такое инклюзия, подарить много тепла, понимания. Вся деятельность фонда „Гольфстрим“ посвящена развитию инклюзивного общества в нашей стране. Мы хотим, чтобы все люди жили вместе, умели общаться — для этого мы работаем, создаем инклюзивные проекты. Спасибо художникам за их работы — это современное искусство, которое понятно всем без исключения».

Во всех выставках проекта «Искусство быть» участвуют современные российские художники, работы которых прошли специальный конкурс. Это тактильные и звуковые инсталляции, интерактивные арт-объекты, комьюнити-арт-проекты. Открытость и доступность для восприятия человеком вне зависимости от пола, возраста и состояния здоровья, в том числе людьми с особенностями развития или инвалидностью — вот критерии по которым жюри отбирает арт-объекты.

Фото №3 - В музее-заповеднике «Царицыно» открылась инклюзивная выставка «Искусство быть рядом»

В «Царицыно» будут показаны 14 произведений искусства, четыре из которых созданы специально для этого музея.

Московский художник Александр Образумов представит на выставке арт-объект «Я тебя услышал» — шестиметровое настенное панно из зеркального акрила с дежурной фразой, которой часто подменяют более точный ответ. Работа посвящена парадоксальному кризису коммуникаций, который мы наблюдаем сегодня: несмотря на постоянно совершенствующиеся способы передачи информации, мы слышим, но все чаще не до конца понимаем собеседника.

Петербургский художник Александр Морозов — автор звуковой скульптуры «Баррикады тишины», решенной в форме выставленного готического окна, — исследует акустику «готических фантазий». Совместно с Борисом Шершенковым и Игорем Вязаничевым он собрал коллекцию шумов: акустические резонансы, связанные с особенностями архитектурной акустики; пространственные шумы и перекличка ворон, передающие характер места, где два с половиной века назад было построено Царицыно.

Используя метод контактного копирования, применяемого в археологии, скульптор Маяна Насыбуллова создала интерактивную инсталляцию «Смещение плоскости». Это серия слепков, копирующих декор царицынских дворцов. С их помощью скульптурные элементы, созданные архитекторами, строившими Царицыно, можно не только увидеть вблизи, но и потрогать. На открытии посетители с удовольствием внесли свою лепту — художница предложила зрителям стать соавторами. Панно можно было раскрасить, дополнить лепниной.

В миниатюрной галерее FUTUROminor Ивана Серого, представляющей собой точную копию пространства в Нижнем Новгороде, работает выставка Екатерины Герасименко. Московская художница создает керамические музейные ограждения, но они становятся не просто служебными элементами, отделяющим произведение искусства от зрителя, а самостоятельными экспонатами. «Музейные ограждения» призывают зрителя задуматься о том, что же моделирует наше восприятие пространств галерей.

В выставке также участвуют художники Мария Сомик и Александра Виноградова, Маркус Мартинович, Елена Рэмбо, Егор Рогалев, Анна Семенова-Ганц, Надежда Ишкиняева и Юлия Быленок, Вероника Павленко и студия «Особые художники», Владимир Селезнев, Юлия Абзалтдинова.

Интересная особенность проекта — посмотреть выставку можно вместе с арт-медитором. Арт-медиатор строит диалог со зрителем, в игровой форме вовлекает зрителя в создаваемое событие. С помощью арт-медиатора посетитель получает более глубокое впечатление от выставки. Расписание работы арт-медиаторов.