Партнерский материал

На автомобилях к Новосибирским островам по Северному Ледовитому океану

Экспедиция «Через полюс холода» с командой известного арктического путешественника Богдана Булычева преодолела уникальный маршрут. Впервые в истории проложен путь до загадочного архипелага Новосибирских островов на гражданских автомобилях прямо по льду Северного Ледовитого океана!

Фото №1 - На автомобилях к Новосибирским островам по Северному Ледовитому океану

Острова Новосибирского архипелага — край дикой природы, где обитают только олени, волки, песцы и белые медведи. Еще его называют землей мамонтовой кости, так как в местных карстовых пещерах всегда добывали много бивней древних гигантов. Маршруты к островам прокладывали знаменитые русские исследователи — Иван Ляхов, Яков Санников и Эдуард Толль. Также в этих краях есть заброшенные военные базы, на которые когда-то люди добирались на специализированной технике и вездеходах.

Фото №2 - На автомобилях к Новосибирским островам по Северному Ледовитому океану

Команда Булычева проложила маршрут на гражданских автомобилях и успешно справилась с задачей. Это претендует на мировой рекорд! Для приключения были выбраны надежные и проверенные внедорожники Toyota Hilux и Land Cruiser Prado, подготовленные исландской компанией Arctic Trucks. Специальное оснащение автомобилей включало внедорожную резину, усиленную подвеску CTR с амортизаторами KYB, дополнительный свет Rigid, двойные стекла, дополнительные обогреватели салона и двигателя. В кузове выносливого Toyota Hilux установлен дополнительный бак на 200 литров специальной формы: он сварен по кузову и огибает выступающие крылья. Общий запас топлива — 400 литров. Для того чтобы максимально повысить автономность, в салонах автомобилей были установлены термопоты для нагрева воды, мультиварки для горячего питания команды и даже кофемашина — удобства путешественников XXI века, которые и не снились первооткрывателям архипелага.

В экспедиции «Через полюс холода», помимо Богдана Булычева, приняли участие еще пятеро: водитель экипажа на Toyota Hilux, самый опытный арктический путешественник Александр Еликов, штурманы и путешественники Евгений Шаталов и Олег Харченко, экстремальный фотограф Александр Коваль и видеограф Владислав Поронго.

Фото №3 - На автомобилях к Новосибирским островам по Северному Ледовитому океану

Маршрут стартовал с центральной площади Якутска и был проложен через знаменитые и вечно борющиеся за звание главного «полюса холода» города Оймякон и Верхоянск, затем через зимники реки Яна до самого побережья моря Лаптевых в старинные поселки, которым более 700 лет, Казачье и Усть-Янск. После этого автомобили вышли на лед Северного Ледовитого океана и по полному бездорожью поехали в самый труднодоступный населенный пункт Якутии — село Юкагир, где живут промысловики юкагиры, эвенки и якуты. После Юкагира цивилизация закончилась полностью, и дальше Toyota Hilux и Land Cruiser Prado двигались по Северному Ледовитому океану, проламывая себе путь через многочисленные торосы и преодолевая трещины во льду, тянущиеся от горизонта до горизонта.

Фото №4 - На автомобилях к Новосибирским островам по Северному Ледовитому океану

В поездке команда столкнулась с аномальными морозами, температура воздуха опускалась до минус 64 градусов по Цельсию. Поэтому на протяжении всей экспедиции двигатели автомобилей работали постоянно. В населенных пунктах команда останавливалась в теплых, уютных метеостанциях, у оленеводов, промысловиков или в гостевых домах и гостиницах. А на льду Северного Ледовитого океана четверо участников спали в машинах, а еще двое — в теплой палатке с автономным дизельным отопителем. Чтобы везти меньше груза, команда добывала воду из колотого льда и иногда растапливала для этих целей снег. В пути питались блюдами коренных народов Севера — строганиной из рыбы, жеребенка и оленя, а также запасенными полуфабрикатами с Большой земли. Сбалансированное меню включало не только то, что можно быстро приготовить в салоне автомобиля, но и специальные поливитамины для поддержания нормальной работы организма в экстремальных условиях.

Фото №5 - На автомобилях к Новосибирским островам по Северному Ледовитому океану

В пути команде пришлось использовать лебедки для преодоления трещин во льду и часами пробивать дорогу в торосах с помощью пешней. Особенно много работы было при выезде на лед и на подъезде к островам, когда было необходимо вручную делать проходы в торосах высотой до трех метров.

На Большом Ляховском острове, крупнейшем из Ляховских островов Новосибирского архипелага, команда экспедиции провела два дня, успев посетить местные карстовые пещеры и обнаружить мамонтовую щепу, обломки бивней мамонтов. А затем по своим следам, по льду моря Лаптевых и через гостеприимный Юкагир, прошла на северо-восток Якутии к старинным городам, основанным русскими первооткрывателями, — Русское Устье, Походск и Зашиверск. Далее маршрут провел экипажи по реке Индигирка на колымскую трассу, в известный всем город Магадан, и к финишу всей экспедиции в Якутске.