Изучаем историю и географию Бородинского поля на ŠKODA OCTAVIA.

Принято считать, что действительно интересное автомобильное путешествие обязательно должно быть долгим. То есть чтобы на несколько дней (а лучше недель), чтобы через границу (желательно не через одну), чтобы циферки одометра, отсчитывающего пробег, не раз, не два и не три раза преодолели рубеж в 1000 км.

Фото №1 - «Скажи-ка дядя…»

Многие почему-то уже не верят, что реально интересное и захватывающее можно найти не только за тридевять земель, но в полутора часах езды от центра Москвы.

Фото №2 - «Скажи-ка дядя…»

Мнение это настолько укоренившееся и убедительное, что я и сам в нем утвердился. Пока однажды вечером Настя, придя из школы, вдруг не выдала: «Пап, а Бородино это далеко? Надо на самолете лететь? Нам тут по истории задали...»

Фото №3 - «Скажи-ка дядя…»

– Зачем самолет, малыш, если у нас есть ŠKODA?! – сам себе удивился, ощутив желание пгосвятить ближайшую субботу под автомобильную экскурсию.

Школьная программа и помощь в ее освоении – это святое. Особенно если речь о твоем же ребенке. Но, планируя поездку, я испытывал едва ли не большее нетерпение и азарт, нежели Настя – «виновница торжества».

Фото №4 - «Скажи-ка дядя…»

Вообще, неудобно, дожив до седых волос, не побывать в месте, где не один раз, а сразу дважды, решалась судьба не только большого сражения, но и, возможно, всей России. Тем более, что место всего-навсего в сотне с небольшим километров от родного двора. Какие еще могут быть сомнения – ехать!

Фото №5 - «Скажи-ка дядя…»

Сама деревенька Бородино очень маленькая. Настолько, что навигатор по умолчанию подставляет в пункт назначения «другое Бородино» – местечко в городском округе Мытищи, всего в трех километрах от МКАД. Но нас так просто не проведешь! Ищем на карте Можайск – ближайший большой город к Бородинскому полю – и начинаем процесс стратегического планирования. Без этого нельзя ни в генеральном сражении, ни в семейной поездке.

Вообще-то до пункта назначения можно без проблем добраться на электричке. От Белорусского вокзала всего час с небольшим. Но есть одно «но». Вернее, даже несколько. Во-первых, в Можайске придется делать пересадку на автобус или на местную электричку. Не слишком удобно. Во-вторых, само словосочетание «Бородинское поле» – это, по сути, фигура речи. В том смысле, что полем его может назвать только тот, кто тут ни разу не был и не представляет масштабов происходящего.

Фото №6 - «Скажи-ка дядя…»

«Поле» на самом деле представляет собой огромное пространство общей площадью свыше 100 квадратных километров! Весьма примечательный ландшафт местности, который и побудил главнокомандующего русских войск Михаила Илларионовича Кутузова дать генеральное сражение Наполеону именно здесь, включает и равнинные участки, и холмы, и труднопроходимые (особенно для кавалерии) леса, и овраги. Словом, рельеф средней полосы России в миниатюре. Бери и изучай.

Фото №7 - «Скажи-ка дядя…»

Главное же, что на территории заповедника «Бородинское поле» находится свыше 50 памятников участникам и событиям двух Отечественных войн. Попытаться обойти эту огромную территорию пешком – настоящая утопия. И ноги стопчешь, и толком ничего не увидишь.

Фото №8 - «Скажи-ка дядя…»

В дорогу отправились с самого утра – световой день осенью довольно короткий, а посмотреть хочется успеть если не все, то многое. Сами сборы были нехитрыми. В огромный багажник OCTAVIA играючи поместились корзина с сандвичами, пара дождевиков (осадки вроде не обещали, но на всякий пожарный случай), переносной холодильник. Еще и осталось свободное место для фотоштатива, который я закрепил фиксирующими застежками – чтобы в поворотах не летал по багажнику. По привычке беру с собой в дорогу большую бутылку минералки без газа и... чалды кофе.

А что тут странного, впрочем? В дороге и на свежем воздухе с эспрессо завсегда веселее. И зачем покупать кофе на заправках, если в каталоге ŠKODA я давно присмотрел фирменную переносную кофемашину. Очень удобная штука, уж поверьте!

Фото №9 - «Скажи-ка дядя…»

Все готово. Экипаж занял места в салоне – детское кресло с креплениями стандарта ISOFIX мгновенно встает на свое место, в навигационную систему Columbus вбит искомый пункт назначения. Пора в путь!

До Бородино можно доехать разными способами, но самый простой выглядит так. Выезжаешь на трассу М-1 и… вся наука. Дальше к Бородинскому полю многие едут через Можайск, но быстрее и удобнее держаться основной трассы, а на 123-м километре повернуть направо у деревни Артёмки. Отсюда до цели уже рукой подать.

Фото №10 - «Скажи-ка дядя…»

Отправляясь к месту главного сражения Отечественной войны 1812 года, первую остановку имеет смысл сделать еще в Москве. Конечно же, у Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте. Справа по ходу движения памятник Михаилу Кутузову и Музей-панорама “Бородинская битва” с грандиозным батальным полотном работы Франца Рубо. Левее – место, где когда-то возвышался холм Поклонной горы – именно там, если верить общепринятой исторической хронологии, Наполеон ждал ключей от «покоренной» Москвы. Так и не дождался, разумеется...

Все настолько привыкли отождествлять Триумфальные ворота именно с Кутузовским проспектом, что сложно и поверить – изначально они находились совершенно в другом месте. Рядом с Белорусским вокзалом! Летом 1936-го во время реконструкции вокзальной площади арку разобрали, а сегодня на Кутузовском горделиво высится высокоточная копия оригинала.

Фото №11 - «Скажи-ка дядя…»

Километры пути наша OCTAVIA будто не замечает. Здесь за рулем не работаешь, а отдыхаешь. Причем даже больше, чем сочетание тяговитого мотора 1,4TSi и стремительно перебирающей семь передач преселективной автоматической коробки, подкупает подвеска – идеальный баланс между комфортом и управляемостью. С одной стороны, Настю – уж на что чувствительный ребенок – еще ни разу не укачивало, с другой –машина идеально держит дорогу, а скорость совсем не ощущается. Здорово, что круиз-контроль позволяет заранее выставлять скоростной потолок и не бояться столкновения со следующим впереди автомобилем. Эргономика, простор салона и его удобство - это вообще отдельная статья : недаром OCTAVIA считается одним из лидеров класса по этим показателям. Такие удобные «фишки» как USB-зарядка в заднем подлокотнике или возможность прослушивать аудиокниги с помощью системы Smartlink+ превращают просто хороший автомобиль в идеально продуманное персональное пространство на колесах. Вот уж действительно Simply Clever!

И вот мы уже у главного здания «Бородинского музея» – идеального места для начала экскурсии. Буквально через дорогу находится главный монумент грандиозного сражения. Заложенный в 25-ю годовщину битвы, он стоит на месте, где героически держала оборону артиллерийская батарея генерал-лейтенанта Раевского. Здесь же в июле 1839-го были захоронены останки князя Петра Ивановича Багратиона, смертельно раненного в битве при Бородино.

Фото №12 - «Скажи-ка дядя…»

Впрочем, мест, обязательных к посещению, здесь не перечесть. Например, памятник Кутузову, возведенный на возвышенности, с которой Михаил Илларионович руководил судьбоносным сражением. Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный вдовой еще одного павшего героя Отечественной войны генерала Тучкова. Высота Рубо, с которой знаменитый живописец писал панораму Бородинского сражения. Монумент погибшим солдатам Великой армии Наполеона... И это не говоря уже о памятниках, посвященных сражениям 1941 года, когда Бородино превратилось в один из последних рубежей обороны на подступах к Москве.

Фото №13 - «Скажи-ка дядя…»

Всего один день, а сколько впечатлений и фотографий! Плюс массаматериалов для школьного доклада, за который сложно будет поставить что-то ниже пятерки. Все это при максимальном комфорте и в абсолютной безопасности – девять эйр-бэгов и систему динамической стабилизации (ESP) еще никто не отменял. На другой чаше весов порядка 15 литров бензина, потраченные на поездку туда и обратно – то есть всего около 600 руб. И кто говорит, что путешествие должно быть долгим, многодневным и утомительным? Миф развенчан.

Фото №14 - «Скажи-ка дядя…»