Здоровая экосистема планеты — залог нашего существования. Ведь мы едим, пьем и дышим благодаря этому сложнейшему механизму.

Сохранять природу — жизненно необходимо. Этим занимаются экологи и природоохранные фонды, такие, как Всемирный фонд дикой природы. Природоохранная работа — это многолетний и, главное, непрерывный процесс. Если остановить работу хотя бы на месяц, можно быстро «откатиться» на несколько десятилетий назад.

Природу нельзя «поставить на паузу» и попросить подождать до лучших времен. Вот почему сейчас особенно важно продолжать помогать природоохранным фондам, которым сегодня приходится особенно трудно из-за серьезных сложностей в финансировании проектов.

Причина 1. Остановить работу — значит, ослабить защиту уникальных северных экосистем

Природа за полярным кругом очень красива и очень хрупка. Следы от вездеходной техники в тундре затягиваются несколько лет, как шрамы на коже, а карликовые березки за 100 лет вырастают всего на 20-30 сантиметров. При поддержке Всемирного фонда дикой природы в Арктике за 27 лет создано 48 млн га особо охраняемых природных территорий.

Пропущенный рейд может стоить жизни редкому животному: 8 причин «не ставить на паузу» охрану природы
WWF Russia / Владимир Сертун

Цифры

13,5% от общей площади России занимают особо охраняемые природные территории, это 255,6 млн га. Благодаря ООПТ (особо охраняемые природные территории) у нас есть возможность исследовать не искаженные влиянием человека природные процессы, проводить программы по восстановлению численности редких животных, и главное — обеспечивать стабильность подходящих для жизни людей условий окружающей среды.

Причина 2. Один пропущенный антибраконьерский рейд может стоить жизни снежному барсу (ирбису)

Каждый год инспекторы заповедных территорий в Сибири снимают браконьерские проволочные петли. Каждый рейд по территории — это затраты от 30 тысяч рублей, но ресурсы ООПТ ограничены.

WWF Russia / Виктор Лукаревский

Факты

В России сегодня практически отсутствует целенаправленная охота на ирбиса — численность вида слишком мала (их всего около 70 на территории нашей страны), а места обитания труднодоступны. Чаще снежный барс случайно попадает в браконьерские проволочные петли, расставленные на звериных тропах на другие виды животных — волка или кабаргу.

Использование петель законодательно запрещено во всех регионах России, где обитают большие кошки, но незаконно петли продолжают ставить везде. Браконьер делает петлю из проволоки, укрепляет ее на палке на звериной тропе на уровне роста животного. Ступая по тропе, зверь попадает в практически невидимую удавку, затягивает проволоку по мере движения и душит себя.

Причина 3. Меньше рейдов — больше сгоревших лесов

Один рейд по обнаружению и ликвидации лесных пожаров в заказниках Сибири —  это 40 тысяч рублей. Меньше рейдов — больше сгоревших лесов, разрушение дома диких животных. Пожарный сезон во многих регионах России уже не только начался, но и вошел в острую фазу. На середину мая огнем пройдено 5,2 млн га.

WWF Russia / Константин Кобяков

Антирекорды

Из-за увеличения частоты экстремальных погодных явлений, в том числе длительных периодов жары и засухи, риски возникновения лесных пожаров и стремительного распространения огня на близлежащие территории с каждым годом растут.

2022 год может установить очередной пожарный антирекорд века. Избежать пожарной катастрофы прошлого года поможет полный отказ от профилактических выжиганий травы и сжигания древесных остатков после лесозаготовок. Ведь именно такие практики, а также неосторожное обращение с огнем — основная причина лесных пожаров.

Причина 4. Пропустить год — лишиться 5-10 редчайших птиц

Один редкий алтайский сокол балобан, выращенный в питомнике для выпуска в дикую природу, — это около 30 тысяч рублей. Каждый год от 5 до 10 соколят начинают жизнь в дикой природе благодаря работе Всемирного фонда дикой природы и его партнеров. Пропустим один год — природа может потерять 5-10 редчайших краснокнижных птиц.

WWF Russia / Александр Куксин

Приемыши

C 2017 года в России реализуется проект по сохранению алтайского сокола балобана в Южной Сибири. Эксперты придумали уникальный способ — разводить птенцов в питомниках, а потом подселять в гнезда диких балобанов, у которых вывелись свои птенцы. Птенцов в возрасте 20–30 дней забирают из питомника и отвозят к местам гнездования диких птиц.

Специалисты приходят к гнезду, когда взрослых птиц нет, и подселяют от одного до трех малышей. Когда пернатые родители возвращаются, они не замечают пополнения, так как не различают птенцов и не умеют считать. За 5 лет проекта десятки птенцов сокола балобана были подсажены в гнезда диких пар балобанов.

Причина 6. Пропустить год — оставить десятки пернатых без дома

Гнездовой ящик — это возможность редким хищным птицам устроить гнездо в тех районах, где осталось мало подходящих деревьев. Шанс птенцам выжить, не выпасть из гнезда, спастись от непогоды. Один гнездовой ящик — 5-10 тыс. руб.

Каждую осень 30-40 гнездовий строят в Южной Сибири для сокола балобана и степного орла. Один пропущенный год — несколько десятков пернатых без дома.

WWF Russia / Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников

Дома для птиц

Привлечение птиц в искусственные гнездовья в виде гнездовых ящиков называется нестбоксинг (от английского nest box — «гнездовой ящик»). Искусственные гнездовья часто просты в сборке, но трудны в установке.

Орнитологи сооружают ящики с крышей, дном, но открытой стороной, либо открытые платформы из веток и досок. Для постройки гнезд специалисты используют как строительные доски, так и подручный материал — ветки сухих деревьев, найденные в местах гнездования птиц.

На деревья ящики и платформы ученые затаскивают с помощью альпинистского снаряжения и веревок. На платформу из веток крепят ветки деревьев, проверяют, чтобы не оставалось острых концов проволоки: птицам будет удобнее. Из пернатых хищников искусственные гнезда охотнее других видов занимают совы и мелкие соколы, но даже такие крупные соколы, как балобаны, охотно занимают гнездовые ящики, установленные в «правильных» местах.

Причина 7. Без нашей помощи Россия может утратить все первозданные леса уже через 80 лет

Россия — одна из главных лесных держав мира, ведь более 45% ее площади — это лес, одна пятая его мирового запаса. Поэтому кажется, что наши бескрайние леса никогда не исчезнут. Но это не так.

Лишь 1/5 всех лесов России (247 млн га) сохранилась в своем первозданном виде. Каждый год из-за пожаров, рубок и добычи полезных ископаемых мы теряем более 1,5 млн га первозданных лесов. Темпы потерь стремительно растут.

WWF Russia / Юлия Калиничева

Экосистема

Первозданные леса — это последние уголки дикой природы, где естественные процессы не нарушены, а редким видам растений и животных пока ничто не угрожает. Они помогают регулировать климатический и водный режимы планеты, рекам — оставаться полноводными, а почву защищают от деградации.

Первозданный лес — это сложная экосистема, ее утрату человеку не под силу восполнить посадками молодого леса. Вот почему так важно сохранить то, что у нас осталось.

Причина 8. Без патрулей безопасность людей и белых медведей окажется под угрозой

Волонтерский проект Всемирного фонда дикой природы «Медвежий патруль» обеспечивает безопасность человека и белого медведя в Русской Арктике. За последние 10 лет работы патрулей предотвращены несколько сотен конфликтов, не пострадал ни один человек и ни один хищник.

«Медвежьим» патрульным постоянно необходимы запчасти для техники, средства отгона медведей. Если остановить помощь, патрулям придется трудно.

WWF Russia / Максим Деминов

Мирное соседство

В последние годы из-за изменений климата в Арктике растет число встреч белых медведей и людей, что может обернуться угрозой здоровью и жизни обоих. Море все позже покрывается льдом зимой, и все раньше очищается — это вынуждает медведей проводить на берегу больше времени и выходить к населенным пунктам в поисках пищи.

Чтобы помогать людям и медведям мирно сосуществовать, в некоторых арктических поселках работает «Медвежий патруль» — группы волонтеров, созданные по инициативе Всемирного фонда дикой природы 15 лет назад. Патрульные отгоняют белых медведей от населенных пунктов и защищают их от браконьеров.

Помогут даже 100 рублей

Даже небольшая пожертвованная сумма принесет реальную пользу. Например, подкормка одного зубра в течение недели в осенне-зимний период стоит всего 1000-2000 рублей. Столько же — комплект литиевых батареек для фотоловушек, которые широко применяются для мониторинга состояния и численности популяций.

Если оформить ежемесячные, даже самые небольшие пожертвования, благотворительный фонд сможет планировать и вести постоянную природоохранную работу. Ведь большинство проектов Фонда являются долгосрочными и дорогостоящими.

Материал написан совместно со Всемирным фондом дикой природы. За 27 лет работы фонд осуществил более 1500 проектов по сохранению природы нашей страны: при его участии создано 145 особо охраняемых природных территорий, стабилизировалась численность амурского тигра, вернулся в дикую природу зубр. Это много, но очень многое еще только предстоит сделать.