Казалось бы, что может быть проще: нарисовал «Черный квадрат Малевича» — и неси на аукцион продавать. Но не тут-то было: чтобы распознать подделку любого уровня, специалистам Научно-исследовательской независимой экспертизы имени Третьякова достаточно взглянуть на нее всего семь раз.

Фото №1 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Взгляд 1. Невооруженным глазом

Искусствовед, посвятивший полжизни изучению творчества художника, с ходу может поймать шарлатана на противоречии. Поэтому сотрудники экспертизы поддерживают связь с более чем 70 независимыми специалистами.

Фото №2 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . Изобразительные приемы, нехарактерные для заявленного автора, выдают фальшивку (нередко подделку изготавливают, ставя подпись мастера на картину неизвестного художника того же времени).

Ошибочная датировка подводит мошенника даже при высоком качестве имитации — к примеру, если скопирована поздняя работа мастера, но дата стоит ранняя.

Использованные материалы, не соответствующие обстоятельствам жизни автора, настораживают: так, в голодные годы художник мог писать на фанере вместо холста, но в сытое время — вряд ли.

Взгляд 2. Под микроскопом

При многократном увеличении потемневший старинный натюрморт превращается в ослепительный пейзаж: натуральные пигменты масляных красок и потрескавшийся лак выглядят как мраморные скалы и головокружительные каньоны.

Фото №3 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . Если подпись художника не залегает в глубине краски, а зависла над лаковым слоем поверх трещин, это повод насторожиться.

Масляные краски состоят из пигмента (например, толченого минерала) и смолообразного связующего. Со временем связующее делается прозрачнее, проявляются отдельные гранулы пигмента. Cтановится видно, что краска старая.

Взгляд 3. В рентгеновских лучах

Рентген выявляет плотные слои картины — как правило, это белила и участки, где много наложений краски. Эксперт получает явное преимущество: поддельщик чаще копирует лишь верхний пласт картины, но «внутренняя кухня» художника ему не видна.

Фото №4 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . Эксперт анализирует и сравнивает с эталонными мазки художника, в том числе скрытые. Например, на снимке видно, как автор кладет белила: ширину и траекторию движений кисти, характер отлипа.

Иногда на снимках обнаруживаются артефакты, свидетельствующие, что картина нарисована поверх другой. Так, известная подделка произведения пуантилистки Воробьевой-Стебельской, жившей в Париже, оказалась написана на советском плакате «Мир. Труд. Май».

Взгляд 4. Под ультрафиолетом

В лучах «синей лампы» основной сюжет картины блекнет, зато отдельные участки начинают светиться. Флуоресцентные вещества входят в состав некоторых видов белил, лаков, красок. Выявление этих веществ помогает датировать картину.

Фото №5 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . Титановые белила в УФ-лучах дают ярко-фиолетовое свечение. Этот современный материал часто используют для имитации работ великих художников, забывая о том, что при жизни мастеров таких белил не было. Старые цинковые белила имеют салатовый или желтоватый отсвет.

На оборотной стороне картины могут найтись «скрытые послания»: некоторые чернильные пометки с годами блекнут вплоть до невидимости, но в УФ-лучах проявляются.

Фото №6 - Семь раз проверь: как распознать подделку

ОСНОВЫ

План расследования

В работе с послевоенным искусством ведущую роль играет провенанс — история бытования вещи. Сами авторы из ныне живущих или их родственники и знакомые могут восстановить жизненный путь работы от творческой мастерской до лаборатории эксперта. Если же провенанс отсутствует, на первый план выходят датировка и поиск эталона.

Фото №7 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Работа с эталоном

Лабораторные приборы позволяют экспертам рассмотреть не только видимые, но и скрытые элементы живописной техники художника: как он кладет белила, сколько слоев краски наносит и в каком порядке, делает ли карандашные эскизы и наброски. Для сравнительного анализа нужен образец — картина, гарантированно принадлежащая перу изучаемого мастера. В поисках образцов эксперты обращаются в музеи по всей стране. Эталонные работы фотографируются, в том числе в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне, с них снимаются рентгенограммы. Но прежде необходимо доказать, что сам эталон подлинный. Идеальный вариант — когда картину музею передал сам автор.

Датировка

Создавая картину, художник использует десятки различных материалов, среди которых холст и проклейка, грунт, белила, лаки, графит, краски (в свою очередь, состоящие из пигментов и связующего). Технологии производства всех этих компонентов постоянно менялись. Исследовав состав материала, эксперт может определить время и место его изготовления с удивительной точностью. В выявленных датах не должно быть противоречий. Они обязаны соответствовать периоду творчества и жизненным обстоятельствам художника.

Взгляд 5. В инфракрасном спектре

Картину ставят перед источником инфракрасного излучения и снимают специальной камерой. Под покровом краски обнаруживаются рисунки, сделанные углем или графитным карандашом.

Фото №8 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . К примеру, Иван Айвазовский проводил как минимум две линии горизонта — где море встречается с небом и где меняется небесный оттенок.

На ИК-фото можно выявить сетку, с помощью которой копиисты повторяют шедевры мастеров. Хотя наличие разлиновки не обязательно указывает на подделку. Так, Верещагин в странствиях делал зарисовки небольшого размера, а после писал с них картины по сетке.

Взгляд 6. В химической лаборатории

Футуристический «пистолет», мигающий оранжевыми лампочками, — рентгенофлуоресцентный спектрометр. Если нацелить его на вещество и подержать минуту, на экране отобразится химический состав. Для подробных исследований химик берет микропробы краски специальной иглой, не повреждая картину.

Фото №9 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . На глаз краски одного цвета одинаковы, однако в разные времена они изготавливались различными способами. Например, если синий пигмент обесцвечивается при воздействии щелочью, то это берлинская лазурь (изобретена в XVIII в.), если реагирует на кислоту — синий ультрамарин (широко использовался в XIV–XV вв.). Если же его ничего не берет — перед нами современный фталоцианиновый пигмент.

Взгляд 7. В поляризованном свете

Поляризационный микроскоп дает 800-кратное увеличение — этого достаточно, чтобы рассмотреть отдельные кристаллы пигмента.

Фото №10 - Семь раз проверь: как распознать подделку

Что можно увидеть . По форме кристаллов эксперты отличают искусственные пигменты от натуральных, несмотря на то что они имеют одинаковый химический состав. Под микроскопом видны посторонние примеси в краске. Даже если поддельщик раздобыл ту самую краску, которой пользовался в свое время художник, химик обнаружит микрочастицы, попавшие на картину с современной кисточки.

Редакция благодарит Катерину Пономаренко, старшего научного сотрудника Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова, за помощь в подготовке материала.

Фото: Константин Чалабов, DREAMSTIME / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2018 г.