Покорение высочайших вершин мира даже сегодня требует и мужества, и умения. А европейским первопроходцам в конце XIX века, как писал «Вокруг света», необходимы были еще «совершенно крепкая голова и твердая походка».

1909 № 28

Благодаря быстроте пароходных сообщений и развитию железнодорожной сети в Индии до подошвы Гималаев можно теперь добраться в двадцать дней из портов Средиземного моря. И потому с наступлением лета альпинисты, желающие отличиться каким-нибудь храбрым подвигом или заняться исследованием неизвестной страны, предпринимают экскурсии в горы, лежащие на севере Индии.

Выдающееся место среди этих пионеров занимают супруги Уоркман. Начиная с 1898 года эта чета альпинистов совершила пять экспедиций в Гималаи. В настоящей статье помещены новые фотографические снимки, изображающие величайшие ледники, расположенные в этой области, самые обширные на земном шаре, уступающие величиною только ледникам полярных областей; прошлым летом супругам Уоркман удалось пройти их из конца в конец.

Фото №1 - Архив: взгляд свысока
Подпись к картинкам в журнале 1909 года: (1) Г-жа Уоркман среди снежного плато около ледника Гиспар; (2) Д-р Гунтер Уоркман; (3) Супруги Буллок Уоркман в костюмах «гималаистов»; (4) Г-жа Буллок Уоркман; (5) Снежный хребет, по которому супруги Уоркман добрались со своим караваном до вершины «Водораздельного пика»; (6) Г-жа Уоркман в сопровождении двух проводников переходит по веревочному мосту; (7) Супруги Уоркман на вершине ледяной стены в 150 м высоты; (8) «Водораздельный пик» (6400 м); (9) Общий вид пика Гиспар со стороны снежного плато; (10) Переноска через веревочный мост носильщика-туземца, у которого закружилась голова

Гималаи и Каракорум представляют самое чудесное место для экскурсий, о каком только может мечтать альпинист. Эти горные массивы в большей части своей совсем еще неизвестны, следовательно, путешественник может выбирать сообразно со своими наклонностями между научным исследованием и спортом; он может заниматься географическими съемками, взбираться на девственные горные вершины или же, наконец, побить рекорд высоты. Но с какими огромными затруднениями сопряжены подобные экспедиции! Прежде чем добраться до области ледников в Каракоруме, приходится сделать утомительное путешествие, длящееся больше шести недель. Путешественник высаживается в Бомбее и отсюда едет трое суток по железной дороге до Роуэл-Пинди, лежащего у подошвы Гималаев. Проехав затем 300 километров в маленькой плохой тряской повозке, он попадает в Сринагар, столицу Кашмира, которую можно бы назвать гималайским Интерлакеном. Дальше ему предстоит сделать не менее двадцати или тридцати этапов, перебираясь то через перевалы, достигающие высоты Монблана, то через горячие котловины. Уоркман видел, как на дне одного такого ущелья термометр поднялся до 100 градусов! Во время этих предварительных странствований альпинисту часто представляется случай выказать свое искусство эквилибриста. Мосты в этой стране походят на головокружительные гимнастические снаряды, и пользоваться ими могут только те из путешественников, у которых совершенно крепкая голова и твердая походка.

Это предварительное путешествие по предгорьям совершается чрезвычайно медленно, так как за исследователем тянется большой караван носильщиков, от ста до двухсот человек и даже более. Предпринимая экспедицию в Гималаи, нельзя пуститься в дорогу с одним дорожным мешком, как делают, поднимаясь на горы в Швейцарии или Савойе. Европеец должен взять с собою все, в чем он нуждается для своего существования: палатки, спальные мешки, кухонную посуду и, наконец, достаточное количество консервов — всего самое меньшее от 2000 до 3000 килограммов багажа. К этому необходимо прибавить, что в высоких долинах часто бывает очень трудно достать съестных припасов, а потому приходится брать с собою обильный провиант для тех проводников-туземцев. Во время экспедиции 1906 года супругам Уоркман пришлось отправить к подошве горы, на которую они собирались подняться, не менее 7000 килограммов риса; для доставки этого провианта потребовалось 250 человек и 60 пони, и продолжилась она 10 дней.

Добравшись до ледников, караван все еще находится далеко от цели путешествия. Прежде чем начать восхождение на гору, приходится устроить продовольственный пункт на леднике, у подошвы пика, на который намереваются подняться. Такие продовольственные центры устраиваются обыкновенно на высоте 4000 или 4500 метров. Отсюда начинают подниматься вверх по уступам горы, устраивая ряд лагерей и складочных мест для провизии, громоздящихся друг над другом, пока не достигнут вершины пика.

ГЕРОИ
Фанни Буллок Уоркмен (1859–1925) и Уильям Хантер Уоркмен (1847–1937)

Фото №2 - Архив: взгляд свысока

Американские супруги, знаменитые альпинисты и велотуристы, авторы восьми книг о путешествиях по горным районам, пустыням, джунглям.

Уильям увлекался альпинизмом еще до свадьбы, а после заключения брака в 1882 году супруги стали совершать совместные восхождения. Фанни, феминистка и суфражистка, была одной из первых женщин — профессиональных альпинисток, установила несколько мировых рекордов. Фанни и Уильям периодически менялись ролями в экспедициях: то Фанни занималась организацией и логистикой, а Уильям — научно-исследовательской работой, то наоборот. В 1882–1888 годах Уоркмены постоянно проводили лето в Белых горах Нью-Гэмпшира (США), несколько раз поднимались на их вершину — гору Вашингтон (1917 м). После переезда в Европу совершали длительные велосипедные поездки по Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Италии, а позже по Испании, Алжиру, Индокитаю и Индии. В 1891 году Фанни покорила Монблан, а позже вошла в число первых женщин, взошедших на Юнгфрау и Маттерхорн. В 1898-м супруги предприняли свою первую экспедицию в Гималаи, а в течение следующих 14 лет они восемь раз приезжали в эти горы, многие районы которых тогда были почти неизвестны европейцам и американцам. В 1906 году 47-летняя Фанни Уоркмен поднялась на пик Пинакль (6930 м) в Западных Гималаях, это стало ее наивысшим альпинистским достижением. После 1912 года Уоркмены уже не занимались географическими исследованиями, перешли к написанию книг и чтению лекций.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2018 г.