Что вы знаете о финском кино? Уверены, что даже если вы большой любитель мирового кинематографа, то вряд ли сможете с ходу назвать пять режиссеров из Финляндии и перечислить снятые ими картины. Что ж, пришло время заполнить пробелы — рассказываем о наиболее интересных финских фильмах, снятых в XXI веке и знакомящих зрителей с культурой и менталитетом северного соседа России.

Аки Каурисмяки. «Человек без прошлого» (2002)

Удостоенный Гран-при Каннского кинофестиваля фильм культового европейского режиссера Аки Каурисмяки «Человек без прошлого» рассказывает историю неизвестного мужчины, который приезжает в Хельсинки в поисках работы. Во время сна в парке Кайсаниеми на него нападают хулиганы. В результате побоев безымянный герой теряет память и вынужден начинать жизнь с чистого листа среди низших слоев финского общества.

Несмотря на мрачные приключения, выпадающие на долю героя, картина получилась сердечной и лиричной. В фильме присутствуют типичные для финского кинематографа молчаливые герои, неспешное и эмоционально сдержанное повествование, а также внимание к деталям повседневности. Лишившийся прошлого господин М. избавляется от ненужной шелухи, постепенно обрастающей вокруг жизни каждого человека, и находит себя, новую работу и любовь.

Алекси Мякеля. «Адский Хельсинки» (2009)

Фото №1 - Современный финский кинематограф: первый взгляд
Афиша фильма

Режиссер Алекси Мякеля прославился фильмами про гангстеров. Финское название картины «Адский Хельсинки» — Rööperi — связано с одним из районов Хельсинки, известным рассадником преступности. В основе фильма — роман-интервью, повествующий о жизни в городе в 1966–1979 годы. Герои картины — члены шайки, которые ради денег встают на скользкую дорожку. Постепенно их пути расходятся, при этом один попадает за решетку, другой становится наркоманом, а третий пытается стать добропорядочным гражданином, но это не приносит ему счастья.

Безрадостную атмосферу фильма Мякеля смягчает смешными эпизодами и иронией, а его герои заставляют сопереживать и сочувствовать, хотя и являются преступниками. В отличие от аналогичных американских фильмов, «Адский Хельсинки» лишен экшена, но открывает для зрителя еще одну сторону Финляндии — пусть и не слишком приятную, но определенно заслуживающую внимания.

Клаус Хярё. «Письма отцу Якобу» (2009)

Фото №2 - Современный финский кинематограф: первый взгляд
Афиша фильма

Режиссер Клаус Хярё, успевший получить приз Ингмара Бергмана и самую престижную финскую премию «Юсси», снял грустную драму об одиночестве, доброте и смысле жизни. История приговоренной к пожизненному тюремному сроку Лейлы, которую неожиданно выпускают на свободу, и слепого пастора отца Якоба, которому она должна помогать вопреки своему желанию, — это своего рода притча о двух одиноких людях, наполнивших смыслом существование друг друга. Лейла должна читать священнику письма прихожан и отвечать на них. К этому занятию она относится с презрением, но ситуация меняется, когда пастору перестают писать.

Драма Хярё насколько полюбилась финскому зрителю своей пронзительной искренностью, что ее показывали в кинотеатрах в течение трех лет после выхода. Намеренно медленное развитие сюжета позволяет сосредоточиться на исключительно талантливой игре немногочисленных актеров, музыкальном наполнении картины и удивительных кадрах с ландшафтами Северной Финляндии.

Доме Карукоски. «Герои полярного круга» («Лапландская одиссея», 2010)

В фильме Доме Карукоски о приключениях финских друзей заметно влияние как национального, так и американского кинематографа. Рождественская история с динамичным и насыщенным сюжетом о безработном финском парне, которого в пятницу вечером выставляет из дома девушка, знакома многим горе-Ромео: к утру он должен или раздобыть цифровую приставку для телевизора, или смириться с тем, что их отношения закончены. Вместе с друзьями главный герой отправляется в настоящую «Одиссею», и они постоянно попадают в нелепые ситуации.

На фоне сказочно красивых финских пейзажей Карукоски рассказывает о приключениях парней, попутно обращая внимание на такие проблемы страны, как пьянство, безработица и самоубийства. Финский юмор не всегда понятен иностранному зрителю, но картина от этого не становится менее забавной. Кстати, одно из приключений, в которое попадают герои, связано с туристами из России и позволяет увидеть, как наши северные соседи воспринимают русских.

Юхо Куосманен. «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (2016)

Полнометражный режиссерский дебют Юхо Куосманена в не слишком популярном жанре спортивной драмы был удостоен премии «Особый взгляд» в Каннах. Картина основана на реальных событиях из жизни финского боксера Олли Мяки в 1962 году.

Герой готовится к поединку с американским боксером Дэйви Муром. При этом менеджер Олли создает вокруг боя шумиху, а боксер постоянно думает не о предстоящем поединке, а о своей будущей жене Райе.

Куосманен снял душевный черно-белый фильм о человеке, который понимает, что не победа сделает его счастливым. Интересно, что в последней сцене, где герой и его невеста встречаются с пожилой парой, в камео снялся 80-летний сам Олли со своей супругой.

Фото: BE&W / Legion-Media (в анонсе), Kinopoisk.ru