Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли

16 октября 2018

Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) — 60 лет. Деятельность знаменитой организации, благодаря которой состоялись полеты на Луну, к Марсу и границам Солнечной системы, освещает документальный фильм «NASA: 60 лет в космосе» (12+) кинематографиста и племянницы Джона Кеннеди Рори Кеннеди. «Вокруг света» поговорил с Кеннеди о космосе, успехах и трагедиях космических миссий, а также о важной роли, которую НАСА играет в оценке состояния Земли сегодня.

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли
Рори Кеннеди, режиссер, продюсер, номинант премии «Оскар»
Источник:
Discovery Channel

— Каково, на ваш взгляд, было наше представление о космосе 60 лет назад?

— Даже сложно себе представить, как много мы узнали о космосе за последние 60 лет. Раньше у нас не было ракет, которые могли бы покинуть пределы атмосферы, мы никогда не отправляли человека в космос. Все началось с полета Юрия Гагарина, а в НАСА — с запуска программы «Аполлон». До этого нам было известно только то, что можно было увидеть через телескоп, наши познания о Солнечной системе, Галактике, Вселенной были довольно ограничены.

— Почему вы решили рассказать эту историю именно сейчас? Чем примечателен 60-летний юбилей НАСА и есть ли иные причины вновь вывести историю организации на первый план?

— Мне кажется, НАСА много сделало для ответа на ряд фундаментальных вопросов, которыми задаются все люди: откуда мы, одни ли мы во Вселенной, что с нами будет? Ни одна организация в истории не дала человечеству такое количество знаний, как НАСА. Думаю, что 60-летний юбилей — это удачный момент, чтобы вспомнить прошлое и подумать о достижениях и полученных знаниях. Для меня это важно еще и потому, что мы оказались на Луне при поддержке моего дяди Джона Ф. Кеннеди. Я помню его потрясающую речь в Университете Райса в 1962 году, которую я считаю одной из его лучших речей, и его лидерские способности, которые были необходимы, особенно в то время, когда мы еще не отправили человека в космос, когда у нас не было подходящих ракет, когда ставки были настолько высоки и сама идея была настолько абсурдной — отправить человека в космос в ближайшие десять лет, — но мы достигли этой цели. Конечно, он был новатором и лидером, у него было видение, но именно НАСА должно было приложить усилия: построить ракеты, которые могли бы не только доставить астронавтов до Луны, но и, что важнее всего, доставить их обратно. Это совершенно невероятно и захватывающе — вспоминать об этом. Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны. У более молодого поколения не было этого опыта, так что мне кажется, что сейчас самое время поделиться достижениями НАСА и, надеюсь, вдохновить молодых людей на участие в исследованиях, в изучении космоса, новых технологий и всего, чем сейчас занимается организация.

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли
Источник:
Discovery Channel

— Как вы отбирали материал, как решали, что вырезать, и сколько времени занял этот процесс?

— Изучение архивов было важно для меня, потому что мне хотелось создать фильм, который донес бы до зрителей весь масштаб потрясающих достижений НАСА. И я искала интересные видеоматериалы, которые бы могли восхитить зрителей. За последние годы их появилось очень много, так что мне нужно было расставить четкие приоритеты. У меня была высококвалифицированная команда, и архивами занимался отдельный продюсер. Я начала тесно работать с ним на ранних этапах создания фильма, чтобы определить, какие именно материалы были нам нужны. Одна из сложностей заключалась в том, что у НАСА есть десять разных объектов на территории Соединенных Штатов, в том числе Космический центр Кеннеди во Флориде, Космический центр Джонсона в Техасе, Лаборатория реактивного движения в Лос-Анджелесе, точнее неподалеку от Пасадены, и Центр космических полетов имени Р. Годдарда неподалеку от Вашингтона, в Мэриленде. Эти центры разбросаны по всей стране, и у каждого из них есть собственный архив, то есть нет одного центрального объекта, где было бы собрано все. Плюс это была своего рода увлекательная игра, в процессе которой нам нужно было изучать все материалы и собирать их вместе. Я надеюсь, что, когда вам удастся посмотреть этот фильм, вы испытаете чувство восторга.

— Почему вы решили рассказать историю НАСА с субъективной точки зрения как вашу личную историю? Насколько важен был Джон Ф. Кеннеди для вас лично и для комического агентства?

— Когда я согласилась на участие в проекте, то не собиралась делать его настолько личным. Но когда я начала знакомиться с материалом, мне показалось, что это лучший способ рассказать эту историю. Кроме того, речь Джона Ф. Кеннеди сыграла такую важную роль в успехе лунной программы, и мне показалось необходимым это подчеркнуть, в том числе и с личной точки зрения как племянницы. Роль сыграло еще и то, как я хотела структурировать этот фильм: идея притяжения к Земле и одновременно движения к границам нашей Вселенной. Мне показалось, что в данном случае лучше снять фильм-этюд, фильм с субъективной точкой зрения.

— Вы создали документальные фильмы, посвященные важнейшим проблемам человечества, бедности и правам человека, и все они были успешными. В чем секрет их успеха?

— Я не уверена, что у этого успеха есть какой-то секрет. Я просто люблю снимать фильмы и люблю делиться реальными историями с людьми. Мне нравится сам процесс повествования и то влияние, которое история может оказать, если ум и сердце человека открыты. Каждый снятый мною фильм был связан со сложностями и проблемами. Каждый раз на определенном этапе я думала: «Боже, это катастрофа, о чем я вообще думала, мне не следовало это делать». Но потом все складывалось, и рождалась история. Я очень довольна своей работой и фильмами... историями, которыми я смогла поделиться.

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли
Источник:
Discovery Channel

— Какое самое потрясающее ваше открытие в процессе изучения видеоматериалов для этого фильма и почему оно было таким потрясающим?

— Я много узнала о НАСА в процессе работы над фильмом: роль агентства в нашей жизни гораздо значимее, чем многие себе представляют. Взять хотя бы мобильный телефон... В нем есть маленькая камера, и она появилась благодаря тому, что НАСА были нужны маленькие камеры для установки на космические аппараты, чтобы снимать происходящее в космосе. НАСА передает метеорологические данные в Национальное управление океанических и атмосферных исследований, которое, в свою очередь, передает их на телевидение и в другие СМИ, из которых мы узнаем о погоде. Я начала понимать и ценить, насколько разносторонне НАСА повлияло на нашу жизнь и как оно помогло нам найти ответы на фундаментальные вопросы. Такие изобретения, как телескоп «Хаббл» и возможность видеть космос с этой точки зрения, видеть рождение звезд и вспышки сверхновых, формирование звезд подобных нашему Солнцу — это невероятно. Поиск экзопланет, технологии, которые позволят нам добраться до Марса и обратно, и прочие открытия — это просто потрясающе. Но лично для меня самым важным и необходимым достижением управления стала информация об изменении климата и о том, к чему ведет использование углерода. Мы сейчас столкнулись со всем, что агентство предсказывало: более сильные штормы, более высокий уровень моря, пожары, засухи. Ученые НАСА понимают, к чему это приведет человечество не только через 100 лет, но уже сейчас, в следующем году и через год. И ставки чрезвычайно высоки.

— После крушения «Челленджера» и «Колумбии» НАСА сдало свои позиции в сфере космических путешествий и разработки космических технологий многократного использования. Кто-то считает, что агентство опередили такие частные компании, как SpaceX и Boeing. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

— Если вы вспомните историю НАСА, агентство всегда поддерживали частные компании, даже лунную программу. Мне кажется, что это хорошая модель развития, потому что НАСА способно сделать многое, но государственное агентство имеет определенные ограничения. Частные компании тоже способны на многое, но у них есть свои ограничения. И, по моему мнению, партнерство может помочь им проявить себя с лучшей стороны. На протяжении последних лет, после закрытия программы «Шаттл», мы полагались на российский «Союз», когда нам нужно было доставить людей на МКС, и мы не отправляли наших астронавтов на наших собственных космических аппаратах. Мне бы хотелось, чтобы мы вернулись к этому. Сделает ли это непосредственно НАСА, или SpaceX , или Boeing — не так важно. Еще одна исключительная черта НАСА — это заинтересованность в работе и сотрудничестве с лучшими умами не только нашей страны, но и других стран.

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли
Источник:
Discovery Channel

— Вы сталкивались с теориями заговора о том, что высадка на Луну была снята в голливудской студии? Вы как-то реагируете на эти теории и что вы отвечаете?

— Я периодически сталкиваюсь с подобными теориями, и я всегда говорю, что это неправда.

— Что вы думаете об отношениях недавних президентов США с НАСА. Например, Джордж Буш хотел, чтобы специалисты из НАСА вернулись на Луну, Барак Обама закрыл эту программу, чтобы вместо нее реализовать программу полета на Марс. Сейчас Дональд Трамп вновь считает, что нужно вернуться на Луну. Можно ли вообще чего-то достичь, если каждый новый президент меняет план предыдущего?

— Если задуматься о структуре НАСА, то агентство контролирует исполнительная власть и президент Соединенных Штатов. Позиция властей меняется каждые четыре года. В любом случае, я считаю, это привносит сложности, существующая структура управления агентством представляет серьезную проблему, потому что некоторые проекты, такие как полет на Марс, требуют умения планировать на 10, 15, 20 лет вперед. Президентам сложно заглядывать настолько далеко в будущее и искренне интересоваться тем, что произойдет после окончания их срока. Тем не менее агентство смогло добиться потрясающих результатов за последние 60 лет.

— Что вы чувствовались, находясь «за кулисами» НАСА?

— Я люблю общаться с астронавтами, которые выходили в открытый космос, потому что они действительно крутые. Слушать их истории о запуске, о том, как они вышли за пределы земной атмосферы и увидели Землю с нового ракурса — этот маленький шар в бесконечном космосе, — какое впечатление на них это произвело, — просто потрясающе. В этом есть что-то от поэзии, и я восхищена их способностью описывать свои эмоции, их искренней любовью к нашей планете и связью с ней. Я была на многих объектах НАСА и получила возможность оказаться в штаб-квартире, в местах, где люди работали над шаттлами, над программой «Аполлон-13», над программой полета на Луну. Я была в Космическом центре имени Линдона Джонсона, где есть бассейн, в котором может поместиться Международная космическая станция и где они ныряют, и видеть этих астронавтов в костюмах для ныряния, как они проводят в воде по шесть, семь, восемь часов в день, как они готовятся к выходу в открытый космос, интенсивность их тренировок, — все это впечатляет. Мне было очень интересно взглянуть на все с этой стороны и побывать «за кулисами». Мне запомнилось интервью с Пегги Уитсон, которая в тот момент находилась на МКС. Это моменты, которые я никогда не забуду.

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли
Источник:
Discovery Channel

— Была ли у вас возможность опробовать какие-то элементы подготовки астронавтов? Хотелось бы вам отправиться в космос? Хотелось бы вам отправиться нам Марс, если бы у вас была такая возможность?

— Я побывала на нескольких космических аппаратах, которые не были рабочими, но это были настоящие космические аппараты. Мне удалось вблизи увидеть телескоп имени Джеймса Уэбба, и это было по-настоящему круто и впечатляюще. Мне удалось побывать в бассейне и видеть, как тренируются астронавты. Еще у них есть своего рода 3D -программа — VR -программа, которая помогает тренироваться и общаться с астронавтами из других стран. Так что кое в чем мне удалось поучаствовать. Но что касается полета в космос, не думаю, что кто-нибудь захотел бы взять меня на космический корабль, который летит на Марс. Я боюсь высоты и немного боюсь замкнутого пространства. Думаю, мне лучше снимать документальные фильмы. Мне было бы интересно побывать в космосе, но я не хочу оказаться в космосе на самом деле.

— Вы могли бы назвать пять главных достижений НАСА?

— Я бы назвала полет на Луну. Станции «Вояджер-1» и «Вояджер-2», которые были запущены в 1977 году, помогли нам по-настоящему понять устройство нашей Солнечной системы, это было невероятное достижение. Конечно же, телескоп «Хаббл» и его отправка в космос. Одно из изображений, которым я восхищаюсь больше всего, — это Hubble Deep Field (HDF) , изображение очень темной области неба размером с ноготь, где, по сложившемуся мнению ученых, ничего не было. Благодаря этому изображению ученые открыли 10 тысяч новых галактик, и это было в небольшой области неба размером всего с ноготь. Теперь ученые понимают, что существует гораздо больше галактик, сотни миллиардов галактик, и в каждой насчитывается несколько миллиардов звезд. Самая дальняя галактика, замеченная «Хабблом», находится в 13 млрд световых лет от нас. Это совершенно сногсшибательные явления, которые мы теперь понимаем благодаря «Хабблу». Еще назову космическую обсерваторию «Кеплер», которая занимается поиском экзопланет. Мы раньше не понимали, насколько много экзопланет во Вселенной, и теперь у нас есть гораздо более четкое представление об этом.

«Я выросла в эпоху, когда мы стремились долететь до Луны»: Рори Кеннеди о 60-летии НАСА, космосе и будущем Земли
Источник:
Discovery Channel

— Какими будут следующие 60 лет в истории НАСА? Ждут ли нас новые большие открытия? В каком направлении движется агентство?

— Существует целый ряд проектов. Программа полета на Марс — это серьезный проект. Я не знаю, когда именно это случится, но они активно работают над новыми технологиями, чтобы мы смогли полететь на Марс и, что самое важное, вернуться обратно. Это сложно, но возможно. Помимо этого, я думаю, мы находимся на пороге обнаружения жизни во Вселенной, и не только Вселенной в целом, но и в Солнечной системе в частности. Это головокружительная идея. Думаю, мы найдем жизнь во Вселенной еще при моей жизни, и это воодушевляет. Космический телескоп имени Джеймса Уэбба — это очень многообещающий проект, телескоп следующего поколения, который позволит нам оглянуться назад — это будет своего рода машина времени — и увидеть, что случилось непосредственное после рождения Вселенной и Большого взрыва. Думаю, благодаря этому телескопу мы получим огромное количество информации. И я надеюсь, что у нас появится лидер, который даст ученым возможность помочь нам понять, что происходит с нашей планетой и как решить эти проблемы, помимо сокращения количества выбросов. Нам нужно разрабатывать новые технологии в сфере экологичных источников энергии. У нас уже есть зеленые технологии, позволяющие поставить достаточно электричества для семи таких планет, как наша, но нам нужно активное участие научного сообщества, чтобы полностью изменить систему электроснабжения. Нужно дать ученым возможность полностью раскрыть свой потенциал в этой сфере, нужно следить за уровнем выбросов в атмосферу и за здоровьем нашей планеты, морей и океанов, растений. Это самое важное, что нам следует делать, учитывая изменения климата.

— Для кого снят ваш фильм?

— Для всех людей на планете Земля. Мне кажется, что этот фильм поможет нам понять, что происходит с нашей планетой, насколько важно ее защитить и что мы можем сделать для этого. Думаю, что это фильм для более молодого поколения. Моему младшему сыну было девять или десять лет, когда я показала этот фильм у него в классе, и они смотрели его не отрываясь. Он призван показать им и другим поколениям, что это такое: исследовать, изучать космос, заставлять себя делать то, что никто и никогда не делал раньше, — и это захватывает. Он ориентирован и на более взрослую аудиторию, и этот фильм не только для американцев. Хотя НАСА — американское агентство, оно сотрудничает со многими странами мира. Так, мне бы хотелось воздать должное России за потрясающий «Союз». Наши знания и опыт — результат сотрудничества.

Посмотреть фильм Рори Кеннеди «NASA: 60 лет в космосе» (12+) можно 18 октября в 22:00 по московскому времени на Discovery Channel.

Фото: Discovery Channel

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения