Подходя все ближе к заветной цели, достигаешь триумфа. Уже на пути к ней. Полярники экспедиции Шеклтона, не дошедшие до Южного полюса, но приблизившиеся к нему, во всем мире считаются героями.
1909 № 46, 47
4 января . Идем по бесконечной снежной равнине. Никакой земли в виду. Посоветовавшись с товарищами, я решаюсь оставить склад провизии на плоскогорье. Благодаря этому кладь наша будет легче, но мы подвергаемся опасности не найти этого склада на обратном пути среди однообразия окружающих нас снегов. Чтобы предохранить себя от такой гибельной случайности, мы будем ставить в снег через каждые 18 километров одну из стоек палатки, оставленной в складе, с черным флагом на вершине; таким образом наш путь будет замечен знаками.
6 января . В этот вечер наша широта 88° 8′, сильный ураган и метель. Ночью ветер усиливается; в течение суток он дует со скоростью от 110 до 130 километров в час, и термометр падает по временам до 39° ниже нуля.
Положение становится очень серьезно; наша скудная провизия тает, а мы не можем продвигаться вперед. Кроме того, ураган может быть заметет наши следы на снегу и опрокинет наши вехи. Если это случится, то как найти драгоценный склад, от которого зависит наша жизнь?
9 января . В час утра ветер наконец ослабевает. Ураган сделал свое дело: мы чувствуем себя после этого испытания совершенно изнуренными. Не может быть никакого сомнения: мы дошли до крайнего истощения сил. В два часа утра мы встали, и в четыре отправляемся в последнее путешествие к югу, захватив с собою только немного провизии, инструменты и флаг королевы.
Во время этого последнего перехода мы торопимся, то идем, то пускаемся бегом. В 9 часов утра мы достигаем 88° 23′ южной широты и развертываем английский флаг. Идти дальше — значило бы подвергнуть себя ужасной опасности: мы могли не найти оставленных вещей и провизии.
До полюса остается 179 километров, но мы не можем добраться до него.
Перед нами простирается однообразная белая равнина, на которой мы столько времени маялись. Вооружившись сильными подзорными трубами, мы обозреваем горизонт: нигде не видно никаких признаков земли. Южный географический полюс находится, по всей вероятности, посреди этого огромного плоскогорья, лежащего на высоте от 3000 до 3300 метров над уровнем моря и представляющего собой самую холодную и бурную часть всего земного шара.
Сфотографировав нашу группу, стоящую в ряд перед флагом королевы, который развевается от ледяного полярного ветра, мы от имени короля вступаем во владение плоскогорьем. Тотчас же после этого мы пускаемся в обратный путь на север!
...От быстроты возвращения зависит наше спасение... Не мешкая, мы возвращаемся к палатке, скрытой под сугробами снега, нанесенного вьюгой, и, подкрепившись скудным завтраком, тотчас же пускаемся в обратный путь, несмотря на утомление. Около 5 часов вечера, чувствуя настоятельную потребность в отдыхе, мы делаем привал.
Вьюга повалила шесты с флагами, которые мы расставили по пути сюда, чтобы заметить дорогу; к счастью, она не замела следов саней.
Южный ветер, сильно задерживавший нас на пути к полюсу, теперь служит нам могучим помощником. Мы распускаем на санях вместо паруса полотно, служившее потолком палатки, и, подгоняемые ветром, быстро мчимся по направлению к северу. Благодаря этому импровизированному парусу мы делаем переходы от 32 до 48 километров.
Отыскав склад провизии, оставленный нами на обширной снежной равнине, мы поспешно пускаемся к другому складу, устроенному на вершине ледника. В нем спрятан запас провизии только на четыре дня, а до следующего склада 145 километров расстояния!
...Нам приходится довольствоваться четырьмя сухарями и двумя чашками очень жидкого рагу; в день 26 января , в 5 часов утра, мы завтракаем маисом, едва размоченным в воде... Целый день приходится с трудом тащиться по рыхлому снегу, зачастую среди лабиринта широких трещин, запорошенных вьюгой. От времени до времени делаем короткую остановку, чтобы выпить чашку чаю с солью или с перцем за неимением чего-либо другого.
27 января в 2 часа утра, выбившись из сил, мы делаем привал, а в 9 часов отправляемся дальше. Наконец в час пополудни мы подходим к складу провизии. В продолжение 32 часов мы шли со всею быстротою, на какую были еще способны. Прежде чем добраться до бивака,
В то время как я раскидываю палатку,
ГЕРОЙ
Сэр Эрнест Генри Шеклтон (1874–1922)
Исследователь Антарктики, участник четырех экспедиций, тремя из которых командовал.
В 1901–1904 годах в антарктической экспедиции «Дискавери» под руководством Роберта Скотта участвовал в первом в истории походе к Южному полюсу (не дошли примерно 850 км). В 1907 году возглавил собственную экспедицию на корабле «Нимрод», в ней также предпринял поход к Южному полюсу; 9 января 1909 года повернули обратно в 180 км от цели. Шеклтон стал членом почти 20 географических обществ по всему миру, в том числе Русского. По приглашению РГО прибыл в Санкт-Петербург. В 1910 году царь Николай II дал полярнику аудиенцию, длившуюся около двух часов, и собственноручно вручил орден Святой Анны.
* Джеймсон Адамс — помощник командира экспедиции, главный метеоролог.
**Эрик Маршалл — врач, фотограф, картограф.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2018 г.