Как добраться до работы быстро и удобно? В 1930 году «Вокруг света» рассказывал о новейшем поезде Москва — Мытищи. Что изменилось почти за 90 лет?

1930 № 1

Фото №1 - Архив «Вокруг света»: Дорога в будущее
Подписи к картинкам в журнале 1930 года:
1. Посадка в электропоезд на одной из промежуточных станций
2. Внутренний вид вагона, вмещающего 150 пассажиров
3. Электропоезд на ходу

Электропоезд отправляется в 17 часов 40 минут. На щите справочной тумбы надпись: «Останавливается везде». Дорога пригорода разбита на зоны по примеру трамваев. Поезд идет по маршруту № 2: Москва — Мытищи. Шесть залитых светом вагонов вытянулись вдоль платформы. Вместимость вагона — 150 человек. Внутри: лак, краска, никель и стекло. Старший кондуктор не имеет свистка. Он заходит в вагон, смотрит на часы и в нужный момент нажимает кнопку звонка. Вожатый дает гудок. Голос сирены низок и густ.

По трем путям по американской системе происходит движение в одну сторону. Нарушение расписания может повлечь за собой катастрофу. Электропоезд покрывает 18 километров с остановками на семи станциях в 26 минут. Поезд с паровой тягой идет 35. 26 — это промышленная скорость. Нормальная сквозная (без остановок) от Москвы до Мытищ — 17 минут. Рекордная сквозная — 10 минут: по 100–120 км/ч. В Мытищах вожатый переходит из переднего моторного вагона в задний и ведет состав в Москву, без перецепок и маневров.

Когда едешь в электропоезде, глядишь на мелькающие мачты, невольно вспоминаешь гениальные фантазии романистов и веришь, что до них только шаг.

В Берлине построена однорельсовая железная дорога. Существуют подвесные дороги, подземные, есть проекты электромагнитной дороги, когда поезд, вися в воздухе, отталкивается одним магнитом и притягивается другим. Имеются чертежи пневматической дороги. Между прочим, в одном романе старого фантаста Лори смелые люди прокладывают пневматическую трансатлантическую линию.

Советскими инженерами разработан изумительный проект самокатной железной дороги от Москвы до Ленинграда без всякой тяги, действующей на основании закона земного притяжения. Москва соединяется с Ленинградом тоннелем по прямой линии, а не по поверхности земного шара. Путь будет идти под некоторым уклоном и в направлении Москвы, и в направлении Ленинграда.

Когда выходишь из электрички на промежуточной платформе, не успеешь ступить шаг, как поезд мягко, бесшумно проскальзывает мимо. Кажется: земля под ногами еще более неподвижна, ночь еще чернее, а поезд, оставив меня на деревянном полустанке, умчался вперед, навстречу будущему.

Сегодня. Полет нормальный!

Фото №2 - Архив «Вокруг света»: Дорога в будущее
Рекордная скорость, которую способны развить современные поезда, превышает 580 км/ч

Курсирующий по Ярославскому направлению скоростной электропоезд «Спутник», оборудованный мягкими пассажирскими креслами, системами отопления и кондиционирования воздуха и экологически чистыми вакуумными туалетами, преодолевает расстояние от Москвы до Мытищ минут за 20. По сравнению с 1929 годом скорости выросли незначительно — подобные «Спутнику» поезда серии ЭД4 МКМ-АЭРО способны разогнаться до 130 км/ч.

Однако магнитная левитация, о которой 88 лет назад можно было только мечтать, уже не фантастика. Подобные поезда стали привычным явлением для многих стран мира. Так, рекорд китайского Shanghai Maglev , поезда на магнитной подушке, — более 500 км/ч. А японские поезда на магнитном подвесе серии Shinkansen , которые называют «пулями», могут развивать скорость до 581 км/ч.

Эволюция поездов продолжается. Германский центр авиации и космонавтики DLR работает над так называемым поездом нового поколения NGT (Next Generation Train) . Цель разработчиков — увеличить среднюю скорость движения, сохранив и даже улучшив экономичность и безопасность. В этом помогут электронные помощники машиниста. Робот способен разгоняться и тормозить наиболее плавно, не расходуя лишнюю энергию, а также поддерживать безопасную дистанцию. К примеру, на скорости 440 км/ч минимально возможное расстояние до следующего поезда составит 10 км, притом что для полной остановки машине будет достаточно 6,4 км.

Фото: AFP / EAST NEWS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017