Интервью с российским спортсменом-хай-дайвером

Страх высоты — естественное чувство для нормального человека. Лететь в воду с 30-метровой вышки, казалось бы, безрассудство. Однако Артем Сильченко, российский спортсмен-хай-дайвер, еще и совершает в прыжке акробатические трюки. На соревнованиях Red Bull Cliff Diving в Мостаре Артем рассказал «Вокруг света», зачем он все это делает.
ГЕРОЙ
Артем Сильченко
Родился 3 февраля 1984 года в Улан-Удэ.
Детство провел в Воронеже. Занимается прыжками в воду с четырех лет.
С 2004 года зарабатывает на жизнь экстремальными прыжками. Победитель чемпионата мира World High Diving Federation в 2006-м. Двукратный бронзовый призер мировой серии Red Bull Cliff Diving (2009 и 2010 годы) и двукратный серебряный (2011-й и 2014-й). В 2013 году стал победителем мировой серии. Бронзовый призер чемпионата мира по водным видам спорта в Казани (2015 год). Серебряный призер Кубка мира в Косумеле в 2015-м.
Деревянная платформа для мужчин возвышается на семь метров над мостом. Я стою на ней, и мне кажется, что конструкция едва заметно качается на ветру. Далеко внизу плещутся зеленые воды Неретвы. Расстояние до поверхности реки — 27 метров. До края и падения несколько шагов. Страшно не только заглянуть за этот край, страшно просто стоять. И думать: а что если, прыгнув, промахнешься мимо воды и упадешь на береговые камни?.. Колени начинают подрагивать. Ноги становятся ватными, и я тороплюсь спуститься на каменную поверхность моста.
СИЛЬНЕЕ СТРАХА
Неужели ты не боишься прыгать с такой высоты?
Конечно, боюсь. Но это нормально. Страх — адекватная реакция организма на опасность. Как только перестал бояться — ты, считай, калека . Необходимо осознавать, что делаешь, и представлять последствия, а не бездумно подписывать бумажки о том, что все риски берешь на себя. Как правило, в хай-дайвинг люди приходят из большого спорта, все довольно зрелые, но любой из прыгунов, как бы он, стоя на вышке, ни улыбался, испытывает страх. У каждого он свой. Вот, например, итальянец Алессандро де Розе боится столкнуться в полете с птицей. А я боюсь ошибиться. Иногда мне снится, что я прыгаю, а прыгать разучился, и ничего нельзя поделать…
42-летняя американка Джинджер Хьюбер, серебряный призер чемпионата мира в Барселоне в 2013 году, говорят, боится обычных мышей
Ну это уже профессиональное. А как ты преодолел страх высоты, впервые прыгая с такой верхотуры?
Я с четырех лет занимаюсь прыжками в воду. Но с 27 метров первый раз прыгнул на водном шоу в Китае в 2004 году. Это был цирковой номер — с вышки нырнуть в бассейн. Помню, посмотрел вниз и не почувствовал страха. Скорее удивился, что так высоко. Потом просто подошел к краю и прыгнул. Тогда я не догадывался, что меня ждет. Оказалось, что, как бы правильно ты ни группировался, прыжок с такой высоты все равно будет болезненным. Страшно стало перед вторым прыжком, когда я уже знал, каково это. Но желание повторить трехсекундный полет было сильнее любого страха. Это ни с чем не сравнимый драйв.
Что происходит в твоей голове за три секунды полета?
В момент прыжка время замедляется. Я успеваю не только принимать решения, но и реагировать. В обычной жизни я с такой скоростью не думаю. Когда летишь, уже не страшно, голова занята лишь последовательностью элементов. Настолько все быстро происходит, что в момент погружения даже боль не успеваешь почувствовать. Но ощущение от приводнения такое, будто пробиваешь ногами асфальт . Ведь скорость почти 90 километров в час, а в воде за доли секунды тело тормозит до нуля. Это колоссальные нагрузки.
Могу себе представить, каково женщинам — участницам соревнований…
Я думаю, что это вообще не женский спорт. Считается, что их прыжки не так опасны, как наши, поскольку женщины прыгают с меньшей высоты — 20 метров. Но это не значит, что они меньше рискуют. По мнению врачей, даже идеальный прыжок с такой высоты не обходится без мелких травм. Важно понимать, что любой прыжок может стать последним.
Со Старого моста прыгает 36-летняя Сесили Карлтон из Техаса. Золотая медалистка чемпионата мира 2013 года на этапе серии Red Bull 2016-го в Мостаре стала второй
А что делают организаторы состязаний, чтобы подобного не случилось?
Во-первых, они тщательно выбирают и подготавливают место соревнований. Глубина воды должна быть больше пяти метров. Если есть удобная природная вышка, а дно не соответствует требованиям, его углубляют. Так было на Кубке мира по хай-дайвингу в Казани в 2014 году. Во-вторых, организаторы заботятся о том, чтобы как можно скорее оказать необходимую помощь спортсмену уже в воде.
Для этого в реке под мостом во время прыжков сидят водолазы?
Да, при погружении спортсмена они обязательно ныряют вместе с ним и контролируют подъем. А на берегу всегда дежурят врачи, у которых наготове лодка, носилки и шейный корсет.
А есть какие-то личные методы страховки у спортсменов?
Конечно. К примеру, Стивен Лобу из США засовывает в рот боксерскую капу, чтобы не прикусить язык. У многих участников на икрах и лопатках ты можешь видеть кинезиотейп (эластичную клейкую ленту. — Прим. «Вокруг света» ). Он помогает правильно распределить нагрузку на мышцы во время выполнения элементов. Но в любом случае безопасность прыжка зависит от того, правильно ли спортсмен оттолкнулся. Как только ты оторвался от опоры, изменить уже ничего нельзя. Люди, к сожалению, еще не научились летать.
Кому, как не жителям Мостара, оценить качество прыжков профессиональных спортсменов. Ведь каждый третий мостарец хоть раз в жизни да прыгал со Старого моста
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Мостар, Босния и Герцеговина
Город на реке Неретве был основан в 1452 году. Считается неофициальным центром исторической области Герцеговина. Главная достопримечательность — Старый мост, построенный турками-османами в 1566 году и входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже в XVI–XVII веках у молодых людей появилась традиция прыгать с моста, доказывая этим свое мужество. Первый письменно зарегистрированный прыжок относится к 1664 году. В 1968-м обычай получил статус ежегодных состязаний, проводимых в конце июля. В 1993 году во время Хорватско-боснийской войны мост был полностью разрушен. К 2004 году его восстановили, используя поднятые со дна Неретвы части прежнего моста. Сегодня молодые жители города развлекают туристов, прыгая за деньги с самой высокой точки сооружения. Вода в Неретве очень холодная, что делает приключение еще опаснее. Тем не менее считается, что каждый третий житель Мостара хоть раз прыгал с исторического моста. Уже дважды в этом городе проходил один из этапов мировой серии Red Bull Cliff Diving .
ТЕХНИКА ПОЛЕТА
На вышку поднимается худой и немного сутулый англичанин Гэри Хант, действующий чемпион мировой серии Red Bull Cliff Diving . Зрители в лодках и на берегу задирают головы. Крики и аплодисменты смолкают, когда Хант машет водолазам и становится к краю спиной. Теперь тишину нарушает только плеск воды из брандспойтов — спасатели поливают реку, разбивая гладкую зеркальную поверхность. Если этого не делать, спортсмен может в полете не рассчитать точный момент погружения и не успеет сгруппироваться. Еще секунда — и над Мостаром разносится удар гонга. Рывок, три секунды полета, громкий хлопок, погружение — и вот голова спортсмена показывается над водой. В первую очередь — знак спасателям, что все в порядке. И только потом взгляд на судейскую трибуну. На оценку влияет и красота полета, и количество брызг при входе в воду, и коэффициент сложности прыжка, и множество других нюансов. Пять судей демонстрируют зрителям таблички: ни одной десятки.
— Не очень удачно в воду вошел, — поясняет Артем, — не успел до конца выпрямить ноги. Но на его результатах это не отразится. На предыдущих этапах Гэри набрал столько очков, что даже после этой ошибки другим его уже не догнать.
Артем Сильченко разминается перед прыжком в расщелине Змеиное Гнездо в Ирландии в 2014 году
Физика
Птичья наука
Оттачивая технику прыжка, спортсмены полагаются исключительно на интуицию: физика хай-дайвинга изучена очень слабо. Основные сведения о силах, которые действуют на прыгуна, приходится по крупицам собирать из сопромата и… орнитологии. Биологи, изучающие хищных морских птиц вроде альбатросов, тоже не могут понять, как пернатые ныряльщики выживают после рывка с высоты в глубину.
Ты прославился своим фирменным прыжком со «слепым» входом в воду. Ты его сам придумал?
Да. Никто в мире больше его не выполняет. Я прыгаю со стойки на руках и в полете делаю два с половиной оборота и два с половиной винта. Главная сложность — «слепой» вход. Обычно спортсмены так выстраивают элементы, чтобы за 15 метров до воды не выпускать ее из виду. Погружение — самый опасный момент прыжка, нужно успеть подготовиться, правильно поставить ноги и зафиксировать руки. Я же продолжаю выполнять элементы и воду не вижу, вхожу в нее буквально на ощупь. У моего прыжка очень высокий коэффициент сложности, и если я исполняю элементы идеально — первое место гарантировано. Но получается не всегда. В этот раз не получилось, скатился по турнирной таблице.
Но в восьмерку финалистов все-таки попал!
Принципиальной разницы между восьмым и вторым местом для меня не существует. В спорте нет других мест, кроме первого. Мой девиз: все или ничего.
Женщины — участницы соревнований в Мостаре 2016 года наблюдают за первой тренировкой мужчин
В обычной жизни тоже?
В обычной жизни я не такой рисковый парень. В быту стараюсь избегать опасностей: машину вожу аккуратно, дорогу перехожу только по зебре, с парашютом никогда не прыгал, даже с моста просто так, без соревнований, прыжков не совершал. Готов рисковать исключительно ради пользы, и жена меня в этом поддерживает. Мы с Полиной познакомились на водном шоу в Китае в городе Шэньчжэнь, где я развлекал публику прыжками с вышки, а она занималась синхронным плаванием. Сейчас Полина сидит дома с сыном, а я зарабатываю на жизнь.
21-летняя австралийка Хелена Мертен — самая молодая спортсменка из постоянных участников Red Bull Cliff Diving World Series
СПОРТ
Концы в воду
Согласно легенде, первые прыжки в воду с экстремальной высоты выполняли аборигены гавайского острова Ланаи, чтобы доказать свое мужество . Спортом же такое развлечение назвали лишь в 1996 году, когда в Швейцарии экстремалами-одиночками была учреждена мировая федерация хай-дайвинга.
В 2009-м австрийская компания Red Bull организовала мировую серию клиф-дайвинга (англ. cliff diving — прыжки в воду со скал). Сегодня география многоэтапного чемпионата охватывает два десятка стран на трех континентах. Для соревнований выбирают самые красочные места, среди которых: расщелина Змеиное Гнездо на острове Инишмор в Ирландии, скалы озера Вольфгангзе в Австрии, крыша Оперного театра Копенгагена, башня- ресторан Pier 7 в Дубае и т. д. Первые медали по хай-дайвингу были разыграны в 2013 году: на чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне высотные прыжки в воду включили в общий зачет.
Хай-дайвинг дает возможность зарабатывать?
Первые места в турнирной таблице хорошо оплачиваются. Но с каждым годом все сложнее попасть в тройку лучших: у некоторых спортсменов есть возможность в течение года тренироваться, прыгая с высоты в 27 метров. У меня такой возможности нет.
Блейк Олдридж из Великобритании, получивший травму колена, демонстрирует боевую готовность Артему Сильченко и украинцу Анатолию Шаботенко в Мостаре в 2015 году
И как же ты тренируешься?
Я отрабатываю свой длинный прыжок по частям, прыгая в бассейн с вышек высотой в три, семь и десять метров. И лишь во время соревнований у меня получается сложить все элементы воедино. Но подготовка заключается не только в прыжках. Для того чтобы заниматься хай-дайвингом, нужен сильный мышечный корсет, позволяющий выдерживать перегрузки. Его приходится нарабатывать в спортзале. Хай-дайвинг — спорт молодой, и именно мы сейчас создаем его правила. Как лучше готовиться и как правильно тренироваться — все постигается методом проб и ошибок. Я наблюдаю за коллегами, постоянно экспериментирую. Вот, к примеру, Гэри Хант занимается йогой, но я попробовал и решил, что это не для меня. Мне, как и Орландо Дуке, проще работать с нагрузками на силовых тренажерах.
ВОЗРАСТ ПОБЕДЫ
На вышку как раз поднимается колумбиец Орландо Дуке. Его легко узнать по длинным волосам, собранным в хвост. Этого спортсмена считают легендой. Орландо стал первым чемпионом мира по хай-дайвингу в 2013 году, дважды попал в Книгу рекордов Гиннесса и неоднократно становился призером Red Bull Cliff Diving . В сентябре 2017-го Орландо исполнится 43 года. В других видах спорта участников такого возраста почти нет. Но Орландо прощаться с экстремальными прыжками не собирается.
Сколько лет ты планируешь прыгать и как поймешь, что пора завязывать?
Я перестану прыгать, когда перестану бояться. Или когда страх боли пересилит драйв. Надеюсь, это произойдет нескоро. У меня уже несколько раз бывали моменты, когда я думал, что сезон станет последним. На Корсике во время сложного прыжка я сильно ударился о воду — две недели приходил в себя. А в Ла-Рошеле в 2011-м у меня от удара о воду в ступне откололся кусочек кости. Врачи сказали, что надо срочно наложить гипс и ходить в нем шесть месяцев. Но я не хотел сниматься с соревнований: перемотал ногу покрепче скотчем и полез на вышку. Отпрыгал хорошо, а нога потом зажила. Но от случайных травм никто не застрахован. Очень хочу, как и любой спортсмен, стать олимпийским чемпионом: есть шанс, что в 2020-м хай-дайвинг войдет в программу Олимпийских игр. Но если придется ждать до 2024 года, то, боюсь, за золото будут бороться уже мои ученики.
«Главное — живой!» — Артем во время третьего этапа соревнований на Азорских островах в 2016 году
И что тогда заставит твое сердце биться чаще?
Хм… Когда моя жена лежала в роддоме, я испытал такие эмоции, по сравнению с которыми любой рискованный прыжок отдыхает. Рождение сына перекрывает любое чувство победы и эйфорию от удачного выступления. Но вот другого занятия, вызывающего такие же сильные эмоции, я пока не нашел. К сожалению, хай-дайвинг отнимает слишком много времени. Сейчас я подолгу не вижусь с любимыми людьми. За четыре месяца два раза дома ночевал. И возможно, я уйду из спорта не из-за травмы, а потому, что хочу видеть, как растет мой сын.
Ты хотел бы, чтобы твой сын занялся хай-дайвингом?
Об этом думать еще рано. Тимофею сейчас два года: он хочет играть в футбол и в машинки. Скорее всего, я отведу его в прыжковую секцию, но подталкивать к хай-дайвингу не буду. Это огромный риск для жизни, и такой выбор человек должен сделать только сам.
Столкновение с гирей
При входе в воду на спортсмена действует сила лобового сопротивления воды. И она тем больше, чем выше скорость дайвера и больше площадь соприкосновения. Поэтому спортсмены входят в воду ногами, а не головой: площадь вытянутых пальцев минимальна.
Артем Сильченко выполняет свой фирменный прыжок со стойки на руках
Фирменный «слепой» прыжок Артема Сильченко со стойки на руках очень сложен: два с половиной оборота и два с половиной винта
Фото: Dean Treml (x7), Romina Amato (x4), Predrag Vuckovic / Red Bull Content Pool
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2017