Идеи благоустройства всегда вызывают споры, о чем бы ни шла речь — о расселении пятиэтажек, платных парковках или строительстве небоскребов. 90 лет назад сам Томас Эдисон предостерегал американцев от увлечения высотками

1927 № 4

Фото №1 - Урбанисты в Нью-Йорке

Когда говорит Т. Эдисон, всякий к нему прислушивается. Вот почему большое впечатление произвели на американцев его недавние слова, что «нас ждут впереди большие несчастья», благодаря общей тяге к постройке огромных небоскребов. Однако почти одновременно с предостерегающим голосом Эдисона пришло изумительное известие о готовом уже плане возвести в самом сердце Нью-Йорка головокружительную постройку в 110 этажей, которая явится самым высоким зданием во всем мире. Эта гигантская постройка, так называемая башня Ларкина, будет возвышаться без малого на 400 метров над уровнем мостовой и превзойдет, таким образом, шестидесятиэтажное здание Вулворта более чем на 100 метров.

От скалы, на которой будет покоиться фундамент этого гиганта, до верхушки стержня, на котором начнет развеваться флаг, расстояние будет полкилометра. Восемь миллионов кирпичей пойдет на стены, а на внутренние переплеты и т. д. потребуется до 40 тыс. тонн железа — для одновременной перевозки такого груза нужен поезд длиной более 30 километров. Если учесть цену участка земли, который займет этот сверхнебоскреб, то общая стоимость постройки обойдется в 25 млн рублей!

У многих поклонников небоскребов создалась и картина архитектуры будущего города. Небоскребы, — пророчествуют они, — еще более вытянутся, чем в настоящее время, заменив собой обычные постройки. Нижний этаж их будет занят различными магазинами, на втором этаже будут размещаться банки, с третьего до десятого этажа расположатся конторы и всякого рода учреждения, связанные с промышленностью. Все эти нижние этажи будут все время искусственно освещаться и вентилироваться. Выше десятого этажа начнут размещаться отели, школы и жилые квартиры; а на самом верху, где в изобилии будет свежий воздух и солнечный свет, там, недосягаемые для уличного шума, развернутся госпитали.

Театры и церкви займут центр огромных зданий в их нижних этажах. Фундамент будет использован для автомобильных гаражей, ресторанов и других людных мест, не требующих естественного света.

В городе будущего снова возродятся висячие сады. Деревья будут расти в ста саженях выше земли. Люди заживут более здоровой и счастливой жизнью. Время, которое уходит теперь на долгое передвижение на службу и обратно, будет использовано для отдыха.

Сегодня: Лестницы в небо

Фото №2 - Урбанисты в Нью-Йорке
Здание McGraw-Hill (в центре фото) заняло место предполагаемой башни Ларкина

Проект архитекторов Эдварда и Джона Ларкинов — самое высокое здание в мире, — представленный в 1926 году, был весьма амбициозным. 110-этажный небоскреб высотой 368 метров: 4800 окон, 4200 дверей, множество лифтов, среди которых предполагались и двухэтажные… Документы на недвижимость и руководство строительной компании обещали инвесторам доходы от аренды 3 миллиона долларов в год.

Однако большинство современников отнеслись к проекту скептически. Газета New York Times , опубликовавшая информацию о строительстве, отмечала, что верхние этажи башни напоминают по размерам игрушечный домик, арендуемая площадь там минимальна — едва помещается шахта лифта, невозможно оборудовать ни жилое помещение, ни офис, ни ресторан, ни даже смотровую площадку. Словом, 22,5 миллиона долларов на небоскреб собрать не удалось. Башня Ларкина так и не была построена. На этом месте на 42-й улице Нью-Йорка сейчас возвышается McGraw-Hill — 148-метровое здание, построенное в 1931 году по проекту Реймонда Худа, главного архитектора Рокфеллеровского центра. В течение десятилетий оно было самым высоким в районе. А через 58 лет после постройки было объявлено национальным историческим памятником США, хотя насчитывает «всего» 33 этажа. По современным меркам это совсем немного. Сейчас самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифа в Дубае. Построенный в 2010 году небоскреб высотой 828 метров насчитывает 163 этажа.

Фото: AP / East News

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2017