«Ты никогда не остаешься один, за тобой все время следят». Европейца эта фраза пугает, а индейца успокаивает. Полвека назад «Вокруг света» именно этим объяснял традиции аборигенов острова Ситка

1967 № 8

Фото №1 - Архив «ВС»: по глазам видно

Растительные краски — а их было три самых любимых: черная, красная и сине-голубая — прочно проникали в кожу. Теперь ничто: ни солнце, ни сырой океанский ветер, ни снежный вихрь — не сотрет магических знаков шаманского передника. А знаков много, и не все они поначалу были ясны взгляду этнографов, заинтересовавшихся искусством обитателей острова Ситка — индейцев-тлинкитов. Центральное изображение передника угадывается быстрее всего. Это ритуальная маска: квадратное лицо, корона, условно, в шахматном порядке, нарисованные зубы. А вокруг? Вокруг расположены странные геометрические фигуры с кружками и овалами в центре. Позднее появилось название для этих знаков — «глазной орнамент». Тлинкиты больше всего любили изображать на своих праздничных одеждах глаза. Широко открытые, прищуренные, зоркие и отрешенные — очень много разных глаз, взглядов. Ученые объясняют это по-разному. Тлинкиты — охотники и рыбаки. А для охотника и рыбака самое, должно быть, важное — острый, удачливый глаз, помогающий в суровой борьбе с океаном, с ловким зверем… Но возможно и другое объяснение: человек, затерянный посреди равнодушной водной пустыни, не хотел смириться с тем, что он одинок и заброшен. Он жил в уверенности, что за его бедами и удачами следят иные живые существа. Они смотрят за ним отовсюду — то с сочувствием, то в раздражении, то с безразличием…

Когда во второй половине прошлого века на острове Ситка высадилась русская экспедиция, гости отнеслись к быту и искусству тлинкитов с уважением и вниманием. Видимо, у начальника экспедиции Максутова был добрый глаз: он привез в Россию из Северной Америки целую этнографическую коллекцию, многие экспонаты которой являются в наше время музейными реликвиями.

Сегодня. Остров Баранова

Остров Ситка на юго-востоке Аляски иначе называется островом Баранова (англ. Baranof Island ). Имя Александра Баранова, первого главного правителя русских поселений в Северной Америке, дал острову в 1805 году известный российский мореплаватель капитан Юрий Лисянский. Местные индейцы тлинкиты называют свою землю Sheet’-ká X’áat’l (часто просто Ши).

Фото №2 - Архив «ВС»: по глазам видно
Тот самый «шаманский передник», сохранившийся до сих пор

Это восьмой по величине остров Аляски, его площадь — 4160 км2 . Местное население — около 10 000 человек. Главные источники доходов здесь — ловля и переработка рыбы, а также туризм.

С 1867 года эта территория принадлежит США. Однако у острова не только русское имя, но и богатая русская история. Русские пришли на запад Америки еще в XVIII веке. Первоначально с местными индейцами тлинкитами завязываются конфликты, но в XIX веке налаживаются прочные связи. К концу XIX века большинство тлинкитов приняли христианство, причем многие вошли именно в православную церковь. Выбор православия некоторые исследователи объясняют попыткой индейцев сохранить некоторую культурную независимость от США, представленных пресвитерианскими миссионерами.

Фото: Alamy / Legion-media

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016