Битва советского летчика с орлом — сюжет обложки журнала 1941 года. Внутри — рассказ, герой которого превращает мирный планер в истребитель и легко расправляется с пернатым хищником. Но любые совпадения случайны… А следующий номер стал последним — потом, до 1946 года, «Вокруг света» не выходил

1941 № 5

Фото №1 - Прерванный полет

Сухов должен был летать еще целые сутки, чтобы побить рекорд по продолжительности полета на планере.

Но планер терял высоту. И вдруг Сухов увидел орла. Широко распластав крылья, он кружился, медленно поднимаясь вверх. Сухов направился к птице и, отогнав, занял ее место. Снижение как будто прекратилось: у Сухова вырвался вздох облегчения. Но орел не улетал. Он парил совсем рядом. Его желтый немигающий глаз грозно смотрел на дерзкого пилота, как бы выражая желание наказать обидчика. Планер и орел приближались к горе. Сухов набрал уже более восьмидесяти метров и снова почувствовал себя спокойно. У него возникло желание подраться с птицей. Прибавив скорость, Сухов превратил свой мирный планер в стремительный истребитель. Он атаковал орла. Когда планер просвистел около птицы, орел сложил крылья и камнем стал падать к земле. Его хищная голова с крепким клювом оставалась повернута к пилоту. У Сухова вспыхнул азарт, и резкий переворот планера над самой горой был началом новой атаки.

Когда планер вплотную приблизился к птице, орел неуловимым движением перевернулся на спину, угрожая пилоту страшными когтями своих сильных мохнатых лап. Но в следующую секунду нос планера ударил орла. Бессильно опустились крылья птицы, и сбитый орел камнем полетел на землю.

Торжествующий Сухов вывел планер из пикирования и в следующий же момент сжался в тревоге. Он пикировал слишком много. Запас скорости позволил ему поднять планер на двадцать метров, но этого было мало.

Скорее, скорее! Но склон горы, как бы дразня, приближался медленнее, чем падала высота. Уже совсем близко были острые камни, на них лежало тело орла. В обычном полете положение Сухова обязывало идти на посадку в долину. Но сейчас… сейчас надо было подняться во что бы то ни стало.

Рука, сжимавшая ручку, покрылась испариной. Левое крыло планера почти касалось склона горы. Но вот серые камни и мелкие ракушки известняка стали медленно опускаться, значит, он поднимался.

Зеленый планер снова вышел на большую воздушную дорогу.

Сегодня. На птичьих правах

Бёрд страйк (bird strike) — международный авиационный термин, обозначающий столкновение между летательным аппаратом и птицами. Основоположником авиационной орнитологии считается советский ученый Владимир Эдуардович Якоби, с 1964 года исследовавший проблемы ориентации и навигации пернатых.

Фото №2 - Прерванный полет

По оценкам экспертов, ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации от инцидентов с птицами составляет до 1,3 млрд долларов.

Крупнейшая в истории авиакатастрофа из-за столкновения с птицами — крушение авиалайнера Lockheed L-188 Electra американской авиакомпании Eastern Air Lines (EAL) , выполнявшего пассажирский рейс из Бостона в Филадельфию вечером во вторник 4 октября 1960 года. Через полминуты с момента взлета лайнер упал в Бостонскую бухту, погибли 62 человека. Причиной катастрофы было названо столкновение со стаей скворцов.

Фото: AFP / East News

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2016