Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Хозяин Волги

12 июня 2016

Начать новое дело — здорово, интересно, увлекательно. Но иногда участие в старом «заслуженном» проекте не менее захватывающее приключение. В этом убедился молодой эколог, научившийся предсказывать засуху

Хозяин Волги

— Мне повезло участвовать в проекте, который длится в дельте Волги уже почти сорок лет, — говорит Михаил Валов, аспирант Астраханского государственного университета, призер Летней школы Русского географического общества в 2015 году. — Работу начал в 1979 году профессор Валентин Борисович Голуб, который сейчас живет в Тольятти. Тогда он стал описывать растения дельты Волги по новой для советских ученых (и оттого неохотно принимаемой) системе одного из величайших геоботаников ХХ столетия Жозиаса Бланке. Затем к этим исследованиям добавились постоянные наблюдения за климатом, водой и почвами.

Хозяин Волги

Герой
Михаил Валов

Родился в 1990 году в Астрахани.
Окончил Астраханский государственный университет в 2013 году.
Аспирант геолого-географического факультета АГУ, ассистент кафедры экологии, природопользования, землеустройства и безопасности жизнедеятельности в АГУ.
Сфера научных интересов : геохимия ландшафтов, геоботаника, землеустройство, экологический мониторинг территорий, природопользование, почвоведение, география почв, геоинформатика, ГИС-технологии.

В древности на месте Астраханской области плескалось Хвалынское море (это древнерусское название Каспия, который тогда был еще больше), и поэтому для наших земель характерно засоление почвы. Однако какое-то время назад тенденция к увеличению соли внезапно сменилась на противоположную. Ведь с 1960-х годов, после постройки каскада электростанций, сток стал меньше. И ученые наблюдали, как количество соли в почве увеличивается, а растений становится, наоборот, меньше. Но вдруг все поменялось, и до последнего десятилетия вода прибывала, осадков выпадало больше, соленость уменьшалась. Потом маятник снова качнулся в сторону увеличения соли и уменьшения воды. Вот пример: до позапрошлого года не было ни одного случая двух маловодных лет подряд, а сейчас очень низкие паводки — в 2014 году просто мало воды, а в 2015-м катастрофически мало. Вот это мы и изучаем, год за годом скрупулезно сравнивая все геоботанические и гидрологические параметры.

Хозяин Волги

Зимой в России географы и геологи обычно работают в кабинете, но в апреле у нас уже начинается полевая работа в дельте Волги. Мы наблюдаем за уровнем воды, за началом цветения растений. Потом в мае едем к реке снова, смотрим на половодье — с какой скоростью вода прибывает, что она затапливает, как долго держится.

В июле — начале августа, когда растительности больше всего, выезжаем на геоботанические исследования. У нас размечено почти 500 площадок размером 2 х 2 метра, на которых мы описываем растения, потом в центре каждой площадки вырезаем надземную часть растительности — квадрат со стороной в полметра. Мы ее сушим и взвешиваем — это нужно для определения плодородности земли. Затем в конце августа приступаем к работе с почвой. В каждом квадрате мы собираем по пять проб грунта — по углам и в центре, смешиваем землю и отдаем на анализ.

Хозяин Волги

В Астраханском заповеднике в дельте Волги растут лотосы

И тут уже наступает самое интересное: такая «рутинная» работа, но проводимая на протяжении уже четырех десятилетий, дает нам возможность делать серьезные и неожиданные выводы. Мы своими глазами видим, как одни растения сменяют другие, как преображается геохимия почвы, как это влияет на, говоря советским языком, «народное хозяйство». Например, мы подтверждаем существование приблизительно тридцатилетних циклов на Каспии — был благоприятный для земледелия период увлажнения, а с сезона 2004/2005 года, как раз с тех пор, как я пришел в науку, начинается более засушливый период.

Хозяин Волги

С фундаментальной точки зрения наш проект важен тем, что методику наблюдений и создания моделей можно применить в дельтах других рек. Например, эти методы прекрасно будут работать для великого Нила или Дуная. А на практике мы четко можем рассчитать и показать, какое половодье для нашего региона окажется оптимальным, какие растения в каком случае будут лучше себя чувствовать. Сейчас мы разрабатываем рекомендации, что делать, если и дальше годы будут маловодными: какие каналы углублять, какие травы высеивать, как сохранить безопасную экологическую обстановку.

СНОВА В ШКОЛУ
Задание на лето

Хозяин Волги

Когда школьники уходят на каникулы, за парты садятся молодые ученые — открывается Летняя школа РГО . В этом году она пройдет в четвертый раз: магистранты, аспиранты и молодые специалисты из регионов России и стран ближнего зарубежья впервые собрались на занятия в 2013 году. За три года в проекте приняло участие более 100 человек из семи стран. Преподавали тут специалисты из России, США, Дании, Франции, Австрии, Израиля и Нидерландов — ученые и исследователи, путешественники, фотографы, телеведущие.

В этом году ученики и преподаватели Летней школы соберутся в Калужской области, в культурно-образовательном центре «Этномир» , с 13 по 21 августа , заявки на участие принимаются до 1 июля . Тема научно-практической работы «География в современном мире: проблемы и перспективы» .

УРОКИ ЖИЗНИ
Последний звонок

Хозяин Волги

Победителем Летней школы РГО 2013 года была экономический географ Галина Родько из Новосибирского государственного педагогического университета

Работа, которую я представляла на Школе, продолжается до сих пор. Она посвящена больной для нашего общества и очень важной для меня теме: экономической географии общеобразовательных школ Новосибирской области. Как ни странно, в России никто этой темой не занимался. А тема эта так важна для меня, потому что я родом из новосибирского села Александро-Невского Убинского района, ходила в сельскую школу, а моя мама до сих пор в такой школе работает. Я сама, помимо научной работы и преподавания в университете, учу детей в обыкновенной новосибирской школе. Сегодня наблюдается тенденция закрывать сельские школы или превращать общеобразовательные в начальные, и средних, и старших школьников отправляют на обучение в райцентры. Что происходит, если школу в селе закрывают? Сейчас школа в сельской местности не только образовательный, но и важнейший культурный и социальный центр. Это подтверждают результаты анкетирования, которое мы проводили. Готовых выводов у меня пока нет. Но уже могу сказать, что закрытие школы, как правило, приводит к исчезновению населенного пункта с географической карты в обозримой перспективе.

Фото: Машков Борис, Горшков Сергей / GeoPhoto, Каменев Андрей / BioPhoto / GeoPhoto

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2016

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения