Крона используется в Норвегии с 1875 года . Изначально она была общим денежным средством Скандинавского валютного союза, включавшего, помимо Норвегии, Данию и Швецию. После фактического роспуска союза в 1924 году все названные страны ввели свои денежные единицы, но название «крона» сохранили.

Купюра номиналом в 200 крон находится в обращении с 1994 года. За 1 доллар США дают 8,7 кроны.

Лицевая сторона

Фото №1 - Норвегия: Свет севера

1 Норвежский физик Кристиан Биркеланн (1867–1917). Он первым объяснил физические принципы возникновения полярного сияния.

2 Полярное сияние и Полярная звезда.

3 Созвездия Большая и Малая Медведица.

4 Террелла — приспособление, предназначенное для изучения магнетизма Земли. Этот аппарат с помощью небольшого намагниченного шара (модель Земли) и электрического импульса впервые наглядно продемонстрировал механизм полярного сияния.

5 Кристаллическая структура снежинки .
Ее изображение на купюре символизирует зиму, когда полярное сияние лучше видно на небе. Всего ученым известно 35 основных типов строения снежинок.

Оборотная сторона

Фото №2 - Норвегия: Свет севера

6 Фрагмент карты с Северным полюсом , территорией Норвегии и норвежским архипелагом Шпицберген, где полярное сияние можно наблюдать даже днем.

7 Северный магнитный полюс с окружностью от центра, расположенного на Канадском Арктическом архипелаге. К настоящему времени магнитный полюс сместился и находится в другом месте — приблизительно на границе канадской и российской Арктики в Северном Ледовитом океане. Сейчас магнитный полюс ежегодно сдвигается примерно на 55–60 км.

8 Схематическое изображение токов Биркеланна . Нитевидные токи плазмы, приводящие при взаимодействии с магнитным полем Земли к возникновению полярного сияния.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2016