Случается, власть использует преступников в своих интересах. Но бывает и обратное. Как подобное «сотрудничество» принесло пользу государству, автор «Вокруг света» наблюдал больше века назад на Кубе
1897 № 11
Пятьдесят лет назад губернатором острова был некто Такон, имя которого осталось знаменитым в Гаване, так как многие общественные здания в столице Кубы названы в его честь. В эту же эпоху жил на острове смелый пират-контрабандист по имени Марти. Вследствие непомерно высоких таможенных пошлин и всяких налогов, взимавшихся испанским правительством с острова Куба, там процветала контрабанда. Марти зарабатывал на ней огромные деньги. Он собрал около себя шайку отважных пиратов и с их помощью вел контрабанду открыто и смело. Чиновники на острове были им подкуплены и смотрели на его проделки сквозь пальцы, а военные власти обленились и неохотно преследовали преступников.
Когда Такон получил назначение на Кубу, он задумал покончить с Марти. Между губернатором и пиратом разгорелась борьба. В конце концов пират почувствовал, что скоро борьба будет ему не по силам, и решился на отчаянное средство. Однажды Такон работал в своем кабинете. Вдруг отворилась дверь, и без доклада вошел посторонний человек.
— Вы обещали полное прощение и денежное вознаграждение человеку, который выдаст вам Марти.
— Да, я это подтверждаю и даю слово дворянина.
— В таком случае я — Марти.
Губернатор задумался. «Слово я свое сдержу, — сказал он. — Но вынужден вас арестовать, чтобы удостоверить личность».
— Я готов, — ответил посетитель.
Через несколько дней Марти вышел на крейсере в качестве лоцмана. Благодаря его указаниям почти все притоны контрабандистов были разрушены, но самих контрабандистов задержать не удалось, словно кто-то заранее их предупреждал. Вернувшись, Марти отчитался перед губернатором. Тот выдал ему документ об амнистии и ордер в казначейство. Марти обратился к Такону.
— Ваше превосходительство, в казначействе денег немного, а я человек богатый. Вместо обещанной суммы отдайте мне на откуп на 25 лет рыбную ловлю на острове. Взамен я за свой счет построю в Гаване рыбный рынок, который будет одним из лучших зданий в городе.
Такон принял предложение. Вскоре Марти стал правой рукой губернатора. Если Гавана представляет собой теперь самый большой, богатый и красивый город на Антильских островах, то этим она обязана дону Франсиско Марти-и-Торренсу, как стали называть бывшего контрабандиста.
Сегодня. Вклад в искусство
События, описанные в очерке «Вокруг света», происходили в 30-е годы XIX века. Испанский губернатор и генерал-капитан острова Куба Мигель Такон (1775–1855) провел здесь не так много времени: с 1834 по 1838 год. За несколько лет он смог сократить воровство, разбой и контрабанду, закрыть игорные дома и притоны, ограничить петушиные бои. В период его управления Гавана превратилась в цивилизованный европейский город, здесь появился театр. Импресарио там стал бывший контрабандист и работорговец Франсиско Марти-и-Торренс. Театр этот (на фото) — практически единственное в современной Гаване место, связывающее имена бывшего преступника и губернатора. Старый рыбный рынок, построенный по инициативе и на средства дона Франсиско, до наших дней не сохранился.
Фото: THE VISUAL EXPLORER / SHUTTERSTOCK.COM
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2015