Хотя прекрасная туманность Орла уже давно погибла, мы отлично видим ее на небе, и будем видеть еще тысячу лет

Фото №1 - Разрушение Столпов

Фото: T.A.RECTOR (NRAO/AUI/NSF AND NOAO/AURA/NSF) AND B.A.WOLPA (NOAO/AURA/NSF)

От удивительно красивой туманности Орла, или объекта Мессье 16 (М16), свет до нашей планеты добирается долго — 7000 лет. При помощи телескопов «Хаббл» и «Спитцер» астрономам удалось разглядеть, что за облаками газа и космической пыли скрыт звездный родильный дом. Три газопылевых облака в центре снимка, по форме напоминающие пальцы, — это Столпы Творения, пожалуй, самые известные регионы звездообразования. Наиболее протяженный Столп растянулся на четыре световых года. Недавно ученые увидели в туманности след от взрыва сверхновой звезды — одна из уже существовавших звезд вспыхнула, с огромной силой выбросив наружу почти весь газ, из которого она состояла. По виду останков светила ученые определили время, когда произошла катастрофа, и заключили, что взрывная волна добралась до туманности Орла и разорвала ее в клочья около 6000 лет назад. Но так как свет движется с конечной скоростью (хотя и быстрее взрывной волны), астрономы на Земле увидят гибель Столпов лишь через тысячу лет.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2014