12 мест, на которые стоит обратить внимание в Риме
Согласно опубликованной на днях статистике, Рим вошел в топ-10 городов, куда москвичи отправятся на новогодние каникулы. Представляем 12 мест в Риме, на которые, по мнению вернувшихся оттуда отечественных журналистов, стоит обратить особое внимание

Мороженое
Илона Невинская, контент-директор в издательстве MediaLine
Римляне считают, что самое вкусное мороженое в микроскопической gelateria на острове Тиберина. Вот я и отправилась первым делом на этот островок посреди Тибра. Аккуратно пятясь от прилавка к парапету моста с розовой холодной башней в руках (о щедрость итальянских мороженщиков!), наткнулась на самого настоящего кардинала в красной сутане. Ну просто вылитый Ришелье, даже с бородкой! Он добродушно улыбался, смакуя шарик шоколадного. Я брякнула от неожиданности: «Вкусно?» «Очень! — покивал кардинал. — Хотя вообще я предпочитаю фисташковое. А у вас frutti di bosco [«лесные ягоды»]? Мой брат любит такое». — «У вас есть брат?» — «Да, мы близнецы». Голова пошла кругом, но я мобилизовала свой итальянский: «Ваш брат тоже... эээ... работает в церкви?» — «Он играет в оркестре римской полиции. На бас-саксофоне». Видала я тот оркестр — все в касках с высокими султанами из петушиных перьев. Представляю, как эта парочка близнецов — один в сутане, другой с султаном — уплетает мороженое! Итальянцы...
Шопинг
Дарья Карелина, заместитель главного редактора журнала «Лиза»
Послонявшись от витрины к витрине по главной шопинг-артерии Рима Виа дель Корсо, я свернула в одну из узких боковых улочек, где никаких громких брендов, но каждая лавка манит обувным великолепием от 40 евро за пару. Спускаюсь по чугунной лестнице в подвальчик. Раскатистое «Salute!» — и я уже в кресле, с чашечкой божественного кофе. Хозяин магазинчика, Джузеппе, несет мне четвертые по счету сапоги. Тончайшая кожа, работа мастера… «Беру! Эти и вон те, и еще эти». Джузеппе не удивляет, что bella donna из России в таком возбуждении. «Любовь к обуви — единственная стоящая страсть в жизни, — говорит он. — Эти туфли — мой дизайн». Джузеппе убежден, что именно он, а не какие-то Дольче и Габбана, первым сшил туфли из кружева… В следующей лавке у приветливого и чертовски красивого хозяина покупаю остроносые лодочки на два размера больше своего. В четвертом магазине, пока я увлекаюсь примеркой, мне приносят еще пару... чемоданов на выбор, чтобы я упаковала содержимое — 11 коробок… Шопинг в Италии — он такой непредсказуемый!
Общественный парк
Павел Кириевский, старший дизайнер журнала «Вокруг света»
Мы с подругой останавливались в небольшом семейном отеле на Виа Номентана. Очень старый дом, высоченные потолки с лепниной, тяжелые двери, рядом крошечный садик со столиками, где радушные хозяева подавали завтрак. Каждый день мы ходили по нашей улице в центр и обратно вдоль высокой и длинной, увитой плющом кирпичной стены, из-за которой выглядывали макушки пиний и пальм. Ходили и завидовали хозяевам этой виллы: такой прекрасный сад недалеко от центра. Как-то под вечер видим: пара работяг с бутылками кефира отворяют витую железную калитку и спокойно себе так входят на территорию виллы, а за ними девушка с коляской — просит их придержать дверь. Мы — туда же. Оказалось, это общественный парк. По аккуратным дорожкам гуляют мамаши с детьми, на газонах лежит молодежь. Работяги с кефиром присели на лавочку и стали полдничать . Туристов нет, все свои, без комплексов. Мы перекусили в тамошнем ресторанчике — сэндвич, уна граппа, уно эспрессо. Ушли, когда начало темнеть. Потом выяснили, что это та самая вилла Торлония, которую арендовал когда-то Бенито Муссолини за одну лиру в год.
Парфюмерный бар
Нелли Ралкова, главный редактор Wday.ru
Курсируя по улице Рипетта от одной пыльной антикварной лавки к другой, можно неожиданно для себя оказаться в парфюмерном баре L’Olfattorio. Здесь действительно есть барная стойка. И «посуда», точнее бумажные стаканчики-конусы, с помощью которых «бартендер» Мария проводит дегустации. Мария живо интересуется вкусами гостей. И только те принимаются с апломбом описывать, какие ноты особенно любят в своих привычных духах, как она уже протягивает конус, наполненный новым, неожиданным ароматом. В этом «баре» не бывает много посетителей, и можно вдумчиво оценить все варианты. Правда, судя по моей практике, как и в традиционном баре, здесь сложно избежать опьянения. И есть риск потратить все доступные средства.
Транспорт
Егор Быковский, главный редактор журнала «Наука в фокусе»
Как-то теплым вечером я сидел на скамеечке в тенистом садике своего крохотного отеля на улице Карла Линнея (неподалеку от одного из римских университетов), бездумно курил и смотрел на улицу. Район Пинчано (это к северу от виллы Боргезе) бедным не назовешь. Убедился я в этом самым неожиданным образом. К дому напротив подъехал тарахтящий FIAT 500 , чистый, но чуть помятый, размером примерно с мой чемодан. К такому FIAT ’у хочется обратиться на «вы», потому что он явно старше и больше в жизни повидал. Он припарковался у тротуара, поджарый мужчина лет сорока забежал в дом. Окна на минуту вспыхнули, погасли, затем зажужжал замок на воротах гаража, они с тяжким вздохом уползли наверх, а в недрах гаража зажглись фары... Оттуда, едва не задевая брюхом асфальт, выкатилась мечта — красный Ferrari . За рулем был тот же человек. Отправляясь после работы по ночным клубам, он сменил не только тройку на блейзер, но и машину. Древний FIAT и Ferrari некоторое время никак не складывались в один пазл в моей голове… А потом ничего, привык.
Пиццерия
Наталья Майборода, журналист, фотограф, ведущая телепрограммы «Евротур» на канале «Телепутешествия», постоянный автор «Вокруг света»
Друзья Лука и Лаура пообещали отвести меня в самую вкусную пиццерию города. Долго петляя по пустым узким улицам около Пьяцца Навона, мы подошли к месту назначения — Da Baffetto . У входа в ожидании свободных столиков толпилось человек двадцать. В Москве я бы нашла другой ресторан, но тут командовал Лука. За полтора часа я рассмотрела многочисленные фотографии на стенах заведения: везде хозяин «дедушка Баффетто» (мало кто помнит его настоящую фамилию — Вольпетти) и члены его семьи в обнимку со знаменитостями. Такое увидишь во многих ресторанах Рима, но звезды на стенах никак не влияют на выбор места для ужина — итальянцев влечет только вкусная еда. Последовав примеру приятелей, я заказала не особо любимую мной «Маргариту». Тонкий хрустящий корж с томатами и базиликом оказался настолько вкусен, что пришлось заказывать вторую порцию. Все вокруг поступали так же. Лука сказал, что зелено-бело-красную, как государственный флаг Италии, пиццу предпочитает большинство — в этой стране легко быть патриотом!
Церковь
Олеся Репкина, журналист-фрилансер
Если бы базилика Косьмы и Дамиана с ее потрясающей мозаикой VI века находилась не в Риме, а в другом городе, она была бы номером один в списке достопримечательностей. Рим же просто оставил эту церковь себе, для жизни. Я была здесь на венчании друзей — Франчески и Джузеппе. Католический обряд длился около двух часов. Молодожены почти все время провели стоя на коленях с опущенными головами. Гости в основном стояли, иногда тоже на коленях. Их изысканные наряды меркли перед красотой интерьеров храма и торжественностью обряда. Несмотря на пронизывающий холод, ни одна одетая в шелк женщина, будь ей хоть три года, ни разу не позволила себе съежиться. На сценарий, выверенный веками, не повлияла даже череда маленьких конфузов: от волнения невеста произнесла не свою клятву, а клятву мужа; по пути к алтарю мальчик, несший кольца, резко повернулся назад и убежал, но его младшая сестра, которая еще пару часов назад отказывалась появляться на людях без соски во рту, с достоинством подобрала подушечку и довела дело до конца по собственной инициативе, в полной тишине.
Питьевая вода
Святослав Зеленский, культуролог, аспирант
По Риму надо ходить с бутылкой. С обычной пластиковой бутылкой, в которую всегда можно набрать чистой питьевой воды из любой фонтанеллы (она же назоне), которых в городе около двух с половиной тысяч. Это не считая больших и малых фонтанов, в которых тоже, как правило, хлещет питьевая вода. Мне, жаждущему, пришлось заплатить за воду Рима два евро — столько стоила маленькая бутылочка обычной «Бон аквы» в киоске в районе площади Санта-Мария-Маджоре. Можно было найти и за три евро. А можно было поискать получше и увидеть антикварную колонку, стоящую неподалеку. Такое ощущение, будто киоскеры проверяют, какие деньги готовы выложить лопухи туристы за воду там, где она льется бесплатно. В общем, потом я только и делал, что набирал воду в единожды купленную бутылочку, нарезая круги пешком по городу фонтанов и фонтанелл.
Цыгане
Андрей Титов, ведущий редактор журнала «7 дней»
Аэропорт Фьюмичино, ощущение праздника, восхитительный итальянский воздух… В поисках выхода к экспрессу «Леонардо», идущему в центр Рима, наша небольшая группа — я и две дамы-кинокритикессы (в белом и черном) — углубляется в запутанную сеть переходов. Сверкающие движущиеся тротуары неожиданно сменяются грязноватыми коридорами. Откуда ни возьмись возникает стая цыган, выкрикивающих слова какой-то песни и выстукивающих ритм на картонных коробках. Внезапно цыгане бросают коробки и накидываются на идущих по переходу людей. Раздается визг — это кричит моя дама в белом, тут же спелым контральто ей подвывает благообразная немка, увлекаемая двумя черноглазыми подростками, вцепившимися в ее сумочку. Рядом со мной по асфальту разлетается косметика дамы в черном... Рим, Вечный город, встречает нас по-своему, словно предупреждая. О чем? Я так и не получил ответа.
Дух античности
Андрей Паламарчук, редактор журнала National Geographiс
Для меня, командированного в Рим, поход «за древностями» не был приоритетным, но игнорировать Форум с Колизеем я счел неприличным. Поэтому присоединился к толпе туристов, идущих на Палатинский холм. Эта внушительная по размерам территория удачно изолирована от остального города. Воздух Античности там очень осязаем: я ощутил, что оказался в самом сердце Вечного города. Странно, что сильнее всего мне запомнился деревянный забор конструкции «палка плюс палка», протянувшийся вдоль одной из дорожек, ведущих с холма. Рядом с забором — древняя крепостная стена, вдали — колокольня церкви Санта-Франческа-Романа. Этот забор, утопающий в бурьянах, выглядел гостем из русской деревни. Увидев его, я внутренне успокоился и понял, что в этом городе не пропаду.
Винотеки
Кирилл Сидоров, редактор сайта Mhealth.ru
Винотеки есть во многих европейских городах, но в Риме они какие-то правильные, располагающие. В винотеку нужно заходить прямо с утра (правда, большинство открывается около 12 дня) под ободряющие взгляды никуда не спешащих итальянцев. Меню здесь, как правило, довольно-таки скромное: сыры, несколько видов пасты, закуски и так далее. Да и не за этим заглядывают в винотеки — этикетки складываются в затейливые полотна, которые в глазах ценителей не уступают произведениям Кандинского и Матисса. Все попробовать не удастся, но попытаться нужно. При этом, если вы приходите сюда второй раз, как я пришел в Palatium на Виа Фраттина, вас уже встречают как доброго знакомого, улыбаются и расспрашивают про здоровье родственников и оставшегося дома без присмотра кота. Господи, что еще я им успел рассказать в прошлый раз?..
Уличное искусство
Ксения Рождественская, кинокритик
Лучшее современное искусство в Риме — бомж-музей под открытым небом, инсталляция концептуалиста Фаусто Делле Кьяйе у Алтаря Мира. Часы работы — как получится. Когда идешь мимо, кажется, кто-то разложил кучки мусора. Так и есть: Фаусто собирает камни, мятые бумажки, сломанные наушники, пластиковые стаканчики, драные пакеты и делает из всего этого искусство. Например, разорванная открытка с видом Рима, рядом на картонке надпись: «Рим потерян». Или какой-то скрученный кабель и надпись: «Эта штука была такой прекрасной». А когда доходишь до инсталляции «Двойник» — фотографии Фаусто на фоне стены с отрывками из жизнеописания Октавиана Августа, — раздается свист. Оборачиваешься — и вот он, Фаусто, на фоне этой стены. Выглядит как бомж. Собирает мусор. Гений.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013