Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач

У автоматической коробки передач есть свои недостатки, но и преимуществ хватает, особенно для неопытных водителей

11 марта 2024Обсудить

Новые автомобили в России чаще всего покупаются с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) — по крайней мере, жителями больших городов. Мало кому хочется без конца дергать рычаг механической коробки в пробках, да и начинающим водителям психологически проще управлять автомобилем с двумя педалями. Для начинающих водителей и тех, кто давно привык к «механике», Vokrugsveta.ru рассказывает, как ездить на машине с «автоматом» безопасно и правильно.

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Немного теории и истории

Для начала буквально несколько слов об устройстве АКПП. «Автомат» сам по себе сложнее традиционной механической коробки передач, а значит, и требовательнее. Вместо привычного сцепления с дисками, которые смыкаются и размыкаются, здесь предусмотрен гидротрансформатор, который и передает крутящий момент с коленвала двигателя. Коробка же подбирает нужную передачу в зависимости от скорости.

Автоматические коробки передач появились почти век назад: одним из первых патент на АКПП в 1935 году получил американский изобретатель Оскар Бэнкер (настоящее имя — Асатур Сарафян). Он объединил коробку передач и гидротрансформатор, использовавшийся в судостроении. Впрочем, у Оскара было много конкурентов, а серийный выпуск автомобилей с полностью автоматической коробкой передач в 1939–1940 гг. начал концерн General Motors.

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач

Одним из первых автоматическую коробку передач в качестве опции получил вот этот Oldsmobile Series 60

Источник:

Sicnag, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

АКПП — не единственный вариант автоматизации работы трансмиссии. Современные автомобили также могут оснащаться роботизированными коробками передач и вариаторами, но них мы расскажем как-нибудь в другой раз.

Плюсы и минусы АКПП

Начнем с минусов. Прежде всего, машины с «автоматом» стоят дороже, чем такие же автомобили с «механикой». Это касается и цены владения — в подавляющем большинстве случаев за ремонт и обслуживание автоматической коробки придется выложить больше денег, а квалифицированные мастера и оборудование для таких работ есть далеко не в каждом сервисе.

Кроме того, езда на АКПП по бездорожью намного сложнее: труднее «раскачать» машину, чтобы выбраться из снежного, грязевого или песчаного плена, а застрять на «автомате» намного проще. При этом управлять автомобилем на «автомате» на очень скользкой дороге сложнее, а к технике обгона на трассе нужно приноровиться, особенно, если вы привыкли ездить на «механике».

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Буксировать автомобиль с «автоматом» можно лишь с крайней осторожностью. Многие производители и вовсе рекомендуют не прибегать к буксировке, а пользоваться недешевыми услугами эвакуатора.

Наконец, ресурс АКПП в целом меньше, чем у «механики», а топлива машина с «автоматом» потребляет больше.

Но все же достоинств у «автомата» хватает. Учиться водить машину с АКПП проще, чем автомобиль с механической коробкой. Переплата за машину с «автоматом» обычно не слишком велика — если вы не любитель ездить по лесам и болотам, а передвигаетесь преимущественно по асфальту, да еще и в городе с плотным движением, то автоматическая трансмиссия куда как приятнее механической. Например, чтобы тронуться на «автомате», нужно просто нажать педаль газа, а на горке машина с АКПП не покатится назад, чего до дрожи в коленках боятся многие начинающие водители.

Если ваша машина оснащена «автоматом», то у вас нет необходимости постоянно переключать передачи правой рукой, как это вынуждены делать водители машин с «механикой» при езде по городу. Кроме того, электронные системы не позволяют водителю перегружать коробку: никаких «перекрутил» и «недокрутил», передача подбирается оптимальная. Благодаря этому двигатель лучше защищен от вредных нагрузок, сокращающих его ресурс.

— Всем, кто испытывает трудности с освоением навыков вождения, я советую учиться на «автомате», а уже потом, если вам не хватает единения с машиной, осваивать «механику», — рассказывает телеведущая и инструктор по контраварийному вождению Екатерина Каренина. — Не нужно вот этого папиного «надо учиться на механике, чтобы поначалу обязательно было сложно». Новичку и без того тяжело: и зеркала, и знаки, и приборы… 80% водителей просто отвозят ребенка в школу и садик, им «механика» в принципе не нужна. Даже «Порше» отказались сейчас от механической коробки и ставят на свои суперкары автоматическую трансмиссию, потому что богатые не умеют ездить на «механике»… А если умеют и хотят, то за это можно доплатить и выбрать себе такую коробку в качестве опции.

Как управлять АКПП: разбираемся в режимах работы «автомата»

Любая автоматическая коробка передач имеет четыре стандартных режима: P (Parking), D (Drive), R (Reverse) и N (Neutral). Как вы уже догадались, это режимы парковки, движения вперед и назад, а также нейтральная передача соответственно.

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач
Источник:

Filippo Carlot via Legion Media

У некоторых АКПП есть дополнительные режимы: L (Low — для сложного бездорожья, дороги с колейностью), D2 (тоже пригодится для бездорожья), а также D3 и иногда D4 — их можно использовать во время затяжного спуска, чтобы не перегреть тормоза, или в снегопад. Существуют и коробки с режимами S (Sport — улучшает динамику разгона), M (Manual — позволяет менять передачи вручную) и W (Winter — режим для зимней езды).

У разных «автоматов» эти режимы могут различаться — важно изучить описание всех имеющихся режимов работы коробки в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как ездить на машине с «автоматом»: инструкция для новичков и пересевших с «механики»

В езде на «автомате» нет ничего принципиально сложного. Запускать машину с АКПП нужно, когда селектор находится в положении P, предварительно нажав на педаль тормоза. Если вы оставили рычаг в положении R или D (это довольно странно, но с новичками и не такое случается), автомобиль, скорее всего, просто не заведется, а иногда вы и ключ из замка не вытащите — сработает встроенная защита.

Чтобы тронуться с места вперед, нужно перевести коробку в режим D и плавно отпустить педаль тормоза. Чтобы разогнаться, давите на педаль газа — по мере увеличения скорости коробка будет сама переключать передачи, выбирая оптимальную. На педали тормоза и газа нужно нажимать исключительно правой ногой, а левая, которой на «механике» водитель регулярно выжимает сцепление, здесь всегда отдыхает — для нее даже отведена специальная площадка, чтобы было комфортнее.

В пробках АКПП станет настоящим спасением для привыкших постоянно орудовать рычагом механической КПП и выжимать педаль сцепления. Правда, вам придется привыкнуть к необходимости постоянно держать ногу на тормозе, чтобы машина не поехала вперед. Но если стоять на светофоре или в заторе предстоит долго, коробку вполне можно перевести в режим P.

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач
Источник:

Zoonar via Legion Media

Когда мы едем по трассе на «механике» и хотим совершить обгон, то понижаем передачу — обороты двигателя подскакивают, обеспечивая машине стремительный разгон. На «автомате» это работает по-другому: резкое нажатие педали газа в пол включает режим «кикдаун» (Кickdown), который дает тот же эффект, переключая АКПП на 1-2 передачи вниз.

Вряд ли вам придет в голову во время движения резко переключить АКПП в режим P или R, но на всякий случай отметим, что делать этого категорически нельзя, если только вы не хотите отдать несколько десятков тысяч рублей за ремонт коробки передач. Аналогично нельзя во время движения назад включать режимы D и P — сначала нужно полностью остановиться. Когда вы прекратили движение, не убирая ногу с педали тормоза, включите стояночный тормоз и переведите коробку в режим P, после чего можно глушить двигатель. Не пренебрегайте стояночным тормозом, особенно, если машина припаркована под уклоном!

Пара педалей для одной ноги: как ездить на «автомате», если вы только сели за руль или привыкли к механической коробке передач

В некоторых странах механические коробки передач уже практически ушли в историю и чрезвычайно редки — например, в США, где именно автомобили с «автоматом» пользуются популярностью у покупателей и повсеместно сдаются в прокат. А вот в Европе многие все еще предпочитают «механику»

Источник:

Zoonar via Legion Media

Еще раз напомним, что буксировать машину с «автоматом» настоятельно не рекомендуется, а вот ездить с прицепом на таком автомобиле можно, соблюдая указанные производителем требования к массе и другим характеристикам прицепа.

5 ошибок новичков при езде на «автомате», которых стоит избегать

  1. Одновременное нажатие газа и тормоза — да, такое иногда случается.

  2. Езда накатом на нейтральной передаче — так очень легко уйти в занос на скользкой дороге.

  3. Некорректное переключение режимов АКПП до полной остановки — это чревато поломкой коробки.

  4. Длительное и отчаяние буксование в снегу или грязи — еще один способ сломать АКПП.

  5. Буксировка тяжелых прицепов или движение на буксире в нарушение инструкции производителя — так вы опять рискуете погубить дорогостоящую коробку передач.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения