В 1955 году Коко представила один из своих самых знаменитых дизайнов — костюм с жакетом с четырьмя карманами и окантовкой, вдохновленный военным стилем, поверх простой тирольской туники, похожей на те, что она видела на персонале тепловой станции в Зальцбурге, принадлежавшей графу Губерту фон Пальтцу. И опять она готовилась дать миру новую, необходимую одежду для женщин, сравнимую только с ее же маленьким черным платьем.
Новое творение представляло собой трикотажный наряд, сочетавший в себе форму мужского повседневного костюма и женского кардигана. Легкая трикотажная ткань не имела подкладки в соответствии с принципом «чем меньше, тем лучше», продиктованным Шанель миру: «Всегда что-нибудь снимайте, убирайте что-нибудь. Никогда ничего не добавляйте. Нет ничего прекраснее свободы тела».
Костюм был похож на форму и, возможно, напоминал Коко годы, проведенные в сиротском приюте, где все были одеты одинаково. От него исходило чувство удовлетворения девочки-подростка, которой удалось одержать верх над пожилыми дамами. У ансамбля, элегантного и днем, и вечером, были скрытые трудоемкие детали, придававшие ему безупречно шикарный вид.
Несмотря на внешнюю простоту, костюм Шанель — это одна из высочайших форм от-кутюр, требующая 150 часов ручного труда и легких натуральных тканей, которые практически не мнутся. У жакета не было лацканов, но были золотые пуговицы и четыре кармана, два на груди и два на бедрах.
При его шитье применялся секретный прием, подсказанный ведущими портными, — тонкая цепочка, вшитая в нижний край, чтобы жакет никогда не задирался. Финальным штрихом была контрастная отделка по краю. Юбка опускалась чуть ниже колен, чтобы в ней было удобно ходить. Изнутри на поясе была пришита лента, чтобы крепить юбку к блузке и удерживать ее на месте.
Новый костюм от Шанель оказался беспрецедентным хитом. Эту модель шьют до сих пор каждый сезон в бесконечном количестве вариантов, но структура никогда не меняется. Женщины всего мира конкурировали за возможность иметь его, включая королев и принцесс, выбиравших этот культовый наряд для появления на публике.
Жаклин Кеннеди была одета именно в такой костюм 22 ноября 1963 года, когда ехала в открытом лимузине по улицам Далласа со своим мужем, президентом Джоном Ф. Кеннеди. Впоследствии ее сфотографировали во время инаугурации Линдона Джонсона на борту президентского лайнера все в том же розовом костюме от Шанель, забрызганном кровью ее мужа, убитого всего за несколько часов до того.
Через десять лет после дебюта костюма Коко, совершив еще один непредсказуемый поступок, передала права на копирование дизайна каким-то американским производителям. Одним движением ножниц она ликвидировала социальные различия, превратив ручную работу мастеров в современную империю прет-а-порте. Революционное значение этого шага было трудно переоценить, и всего лишь через несколько лет костюм от Шанель поступил в массовое производство.
В середине 1960-х годов семь костюмов из десяти были копиями. Но она знала, что костюмы будут копировать, с ее разрешением или без него. Ей было все равно. «Все, что вы находите, предназначено для того, чтобы это забрали», — заявила она. Коко считала плагиат высшей формой признания.
Отрывок из книги Кьяры Паскуалетти Джонсон «Coco Chanel. Женщина, совершившая революцию в моде». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2023.
Читайте книгу целиком
Прежде чем стать основательницей и королевой несокрушимой империи моды, мадемуазель Габриэль Коко Шанель была бедной сиротой. Она всегда отвергала условности и общественные рамки, ставя свою независимость превыше всего. И спустя годы, благодаря своему упорству и выдержке, подарила свободу миллионам женщин.
Это история великой Мадемуазель и ее революции, наследие которой главенствует в моде по сей день. Иллюстрированное издание содержит интереснейшие факты о Шанель со дня ее рождения до последних дней жизни, включает в себя редкие архивные фото и рисунки, некоторые из которых никогда ранее не публиковались.