Одна из самых типичных и в то же время досадных неприятностей на дороге — это пробитое колесо. Конечно, всегда есть надежда, что спущенную покрышку удастся быстренько накачать, чтобы дотянуть до шиномонтажа, но если прокол или порез большой, действовать придется иначе. Vokrugsveta.ru рассказывает, что делать и куда обращаться, если вы пробили колесо на дороге и надеетесь решить эту проблему с наименьшими потерями времени и нервов.
Безопасность превыше всего
Помните, что ехать на спущенной шине нельзя. Даже если до шиномонтажа осталось всего пять километров! Пожалуй, несколько сотен метров на черепашьей скорости — максимум, на который можно отважиться, но даже такая поездка чревата риском повредить диск, не говоря о том, что это просто опасно для вас и других участников движения, которые наверняка посигналят вам, если увидят спущенную покрышку.
Впрочем, в подавляющем большинстве случаев не почувствовать это невозможно: машина едет с характерной тряской и грохотом, по которому сразу можно догадаться, какое именно из колес нуждается в вашем внимании. Постарайтесь дотянуть до обочины, включите «аварийку» и осмотрите спущенное колесо.
Почему спустило колесо: возможные причины
Для начала нужно понять, почему спущенная покрышка внезапно «сдулась». Самая распространенная ситуация — прокол или порез. Причин тому может быть масса: гвоздь, саморез, острый камень, кусок стекла или кромка дорожной ямы.
Возможно также, что воздух выходит через поврежденный или слабо закрученный ниппель. В этой ситуации может быть достаточно подкрутить ниппель и подкачать колесо, но потом лучше все же заглянуть на шиномонтаж.
Порой утечка воздуха из колеса возникает по вине диска. При наезде на камень или попадании в яму штампованные диски могут слегка деформироваться. В результате шина перестает плотно прилегать к диску и выпускает воздух. Слегка поврежденный диск могут восстановить на шиномонтаже.
Если же явного прокола или пореза нет, а колесо спускает не слишком быстро, то можно подкачать его и дотянуть до мастерской. На такой случай очень полезно иметь в багажнике компрессор, а не простой насос.
Что делать и куда обращаться, если колесо пробито и требует замены
Если колесо полностью спустило, а накачать его не удается или нечем, то вам придется либо самостоятельно ставить запаску (разумеется, при ее наличии), либо обратиться за помощью к проезжающим мимо водителям или специалистам. Рассмотрим все варианты.
Попросить помощи у других водителей
В крупном городе с оживленным движением дождаться помощи от проезжающих мимо автомобилистов может быть сложно — мало кто готов потратить время на возню с чужим колесом. А вот в небольшом населенном пункте или за городом вполне может найтись водитель, который отреагирует на человека с поднятой рукой, стоящего возле машины с пробитым колесом.
Обратиться в выездной шиномонтаж
Проблему с колесом можно решить телефонным звонком. Выездной шиномонтаж — популярная услуга, доступная во многих городах. Стоимость восстановления колеса на месте составляет в среднем 1500 рублей, но если покрышка сильно повреждена, ехать до мастерской шиномонтажников придется на эвакуаторе, а заодно нужно будет потратиться на новую шину. Но лучше — на две, ведь колеса на одной оси должны быть идентичными.
Поменять колесо самостоятельно
Не так давно этим навыком владело подавляющее большинство водителей, но теперь для многих автомобилистов, особенно для девушек, установка запасного колеса может стать серьезным вызовом. Со всей ответственностью заявляем: ничего сложного в этой процедуре нет.
Прежде всего, как бы смешно это ни звучало, нужно убедиться в том, что у вас в принципе есть запасное колесо! Шутки шутками, но бывает, что после покупки машины с рук новоиспеченный владелец не проверил, есть ли в багажнике запаска. Или ее зачем-то выложили и забыли вернуть на место. Или она просто непригодна для использования.
Чаще всего вместо полноценного запасного колеса сейчас для экономии места в багажнике используется докатка — узкая покрышка небольшого диаметра, которая предназначена лишь для того, чтобы дотянуть до ближайшего шиномонтажа. Ставить такое «полуколесо» лучше на заднюю ось. То есть, если у вас спустило переднее колесо, придется снять два — заднее полноценное поставить вперед, а докатку назад. Так будет безопаснее.
Кроме самой запаски у вас должны быть при себе баллонный ключ с усилителем, домкрат и знак аварийной остановки. Важность последнего не стоит недооценивать: только выставив «треугольник» на предписанном ПДД расстоянии от машины (15 метров в населенном пункте и 30 метров за городом), можно работать спокойно и безопасно. Не помешают также рабочие перчатки и светоотражающий жилет.
Дальнейший алгоритм прост:
Убедитесь, что машина стоит на «ручнике» и проверьте, подходит ли штатный баллонный ключ к болтам спущенного колеса — если покрышки менялись, вас может ждать неприятный сюрприз. Чтобы избежать его, лучше купить универсальный крестообразный ключ.
Достаньте домкрат. Нащупайте в днище автомобиля возле колесной арки специальное углубление для него и установите домкрат под ним, а затем приподнимите автомобиль, чтобы пробитое колесо повисло в воздухе. Если машина стоит на домкрате, ее нельзя толкать, также не стоит в нее садиться.
Далее с помощью баллонного ключа поочередно открутите болты, снимите пробитое колесо, поставьте на его место запаску и как следует прикрепите его болтами — затягивать их нужно от души. Помочь в этом (как и в откручивании болтов) может усилитель баллонного ключа — полая палка, которая удлиняет его рукоятку.
Сам себе шиномонтаж
Продвинутые автовладельцы обычно возят в машине не только домкрат и компрессор, но и ремкомплект для шин, который может пригодиться при небольшом проколе. В основном такие «аптечки» используются для латания бескамерных покрышек.
Прежде чем воспользоваться ремкомплектом, нужно найти место, откуда выходит воздух. Тут на помощь придет мыльная вода или просто густая пена, которую нужно нанести губкой на всю поверхность шины. Так вы увидите даже самую крошечную пробоину: над ней будут надуваться мыльные пузырики.
Далее нужно почистить участок вокруг отверстия, залить в дырочку клей, вставить ремонтный жгутик при помощи штатного шилообразного инструмента, обрезать лишнее и подкачать колесо. Освоить работу с ремкомплектом не так уж и сложно — зато в некоторых случаях даже не придется снимать колесо.
Как возместить ущерб, если вы пробили колесо в дорожной яме
Не все водители знают, что если машина пострадала из-за выбоины на дороге,
то ущерб можно возместить, хотя добиться справедливости будет непросто.
Итак, вы совершенно внезапно влетели колесом в яму, после чего оно тут же спустило. Прежде всего, следует остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить в полицию о ДТП. До приезда наряда ДПС сфотографируйте яму, ставшую причиной аварии. Лучше положить рядом какой-нибудь предмет, чтобы стал ясен масштаб выбоины. Для этого подойдет обычная бутылка с водой. Потребуйте от прибывших инспекторов запротоколировать обстоятельства происшествия.
В ГИБДД вам выдадут справку о ДТП (форма №154). В ней должны быть перечислены видимые повреждения вашей машины. Не лишним будет добавить, что возможны также и скрытые. Кроме того, у вас на руках будет копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В тексте этого документа должны содержаться формулировки «со стороны водителя нарушений ПДД не выявлено» и «действия водителя не образуют состава административного правонарушения».
Если у вас есть все перечисленные документы, вы можете смело написать жалобу в прокуратуру с требованием провести проверку по факту ДТП и установить ответчика. Когда виновник будет выявлен, уведомите его о назначении независимой оценки ущерба автомобилю с указанием даты и времени ее проведения. Потом направьте ему досудебную претензию, которая превратится в судебный иск, если ответчик не захочет возместить вам ущерб.
Вы уже думаете, что проще заделать ту злополучную яму самому? Да, так и есть. И все же, самые упорные добиваются справедливости таким путем.
Если вы не готовы к такому подвигу, то всегда можно отправить жалобу на яму через портал Госуслуг или сайт ГИБДД, а также рассказать о ней в соцсетях или через общественный проект «Карта убитых дорог».
* * *
Некоторые современные премиальные автомобили даже в базовой комплектации оснащаются шинами с технологией Run Flat. Их еще называют самонесущими. Такие покрышки с усиленными боковинами не соскальзывают с диска после повреждения и продолжают «держать» автомобиль. Шины эти весьма дороги, зато позволяют продолжать движение даже при полной потере давления со скоростью 50-80 км/ч. Проехать в поисках шиномонтажа таким образом можно до 150 километров.
Если ваш автомобиль не оснащен покрышками Run Flat, то старайтесь ездить аккуратно и будьте готовы к тому, что рано или поздно вам все-таки придется самостоятельно менять пробитое колесо.