Типичная зимняя ситуация — вы собираетесь ехать на работу, но после ночного снегопада машина превратилась в огромный сугроб, а почистивший двор трактор надежно «запечатал» ее на парковке. Или, скажем, вы отправились на дачу и «закопались» где-то на сельской грунтовке. В этом материале мы дадим несколько советов, как выбраться из плена, если ваша машина застряла в снегу. Кстати, перечисленные способы можно сочетать и чередовать, а многие из них пригодятся и в том случае, если вы увязли в грязи или песке.
Меры профилактики: как сделать так, чтобы автомобиль не увяз зимой
Конечно, избежать описанной выше ситуации во дворе сложно, но есть пара рекомендаций, которые помогут не застрять на заснеженной дороге.
Если вы чувствуете, что машина начинает вязнуть в снегу, включите передачу пониже, но не тормозите, а то непременно закопаетесь. Также стоит избегать резких разгонов и торможений; руль нужно держать крепко, а вращать плавно. Наконец, паркуя машину на снегу, прокатитесь несколько раз вперед и назад, чтобы утрамбовать колею и выехать потом без особых проблем.
Всегда держите в машине хотя бы одно приспособление, которое поможет вам в случае чего выбраться из снега. Но лучше, конечно, иметь несколько.
Как выехать, если машина застряла в снегу: 10 полезных советов
1. Изменить угол поворота колес
Первое и самое простое — успокоиться и попробовать сдать назад, чтобы выбраться по своей же колее. Не получилось? Попробуйте повращать руль вправо и влево. Возможно, где-то протектор и зацепится. Правда, этот способ годится для переднеприводной машины, а на заднеприводной проще выбраться, если передние колеса выставлены ровно.
2. Двигаться враскачку
Такой способ подойдет, если у вас механическая коробка передач. Постепенно увеличивая амплитуду качков, вы рано или поздно сможете выбраться из снежного плена как бы «в прыжке», по инерции, а заодно и снег в колее утрамбуете. Выровняйте колеса, включите заднюю передачу, потом плавно трогайтесь. Как только колеса начнут буксовать, снова включайте первую передачу. Повторите эту схему несколько раз, чтобы машина уподобилась маятнику.
Важно!
Для машины с «автоматом» такой метод не подойдет — выведете из строя трансмиссию. Максимум, что можно сделать — включить режим Drive или задний ход и попробовать плавно тронуться, а потом отпустить педаль газа и ждать, пока машина сама откатится в обратном направлении.
3. Попросить подтолкнуть
Дополнительные человеческие силы способны придать увязшему автомобилю спасительное ускорение! Попросить о помощи можно пассажиров, прохожих, других автомобилистов. Даже легкого подталкивания со стороны капота или багажника порой достаточно, чтобы водитель, поддав газу, изящно выбрался из снежной ловушки.
4. Достать снеговую лопату
Как, ее нет в вашем багажнике? Напрасно, лопата всегда должна быть в машине, как аптечка или огнетушитель. Тем более, сегодня доступны небольшие или даже складные лопаты, которые не займут много места даже в малолитражке. Ваша главная задача — расчистить путь ведущим колесам, потому что для застрявшей машины, особенно стоящей под уклоном, самое незначительное препятствие может стать непреодолимым. Если же автомобиль сел «на брюхо», копать придется долго и интенсивно, как с одного бока, так и с другого.
Важно!
Лопату можно заменить ногами, картонкой, ледянкой — любыми подручными средствами. Прежде чем сесть за руль после раскопок, проверьте, не забил ли снег выхлопную трубу!
5. Подсыпать песок или гранитную крошку
Сила трения тоже может сослужить добрую службу. Особенно, если колеса проскальзывают на гладком снегу. Очень полезно иметь в багажнике мешочек песка или гранитной крошки, но мало кто возит подобное с собой. Автору этого текста однажды пришлось самостоятельно набирать песок на краю лесного оврага, поскольку вокруг не было ни души. Щедро насыпанный под колеса, он сделал свое дело и помог выбраться.
6. Слегка спустить колеса
Этот метод тоже работает и весьма неплохо, но воспользоваться им лучше при наличии компрессора, а не ножного насоса. Снизьте давление во всех шинах примерно до 0,8-1,1 атмосферы. Они «расползутся» по поверхности, что увеличит пятно контакта, а ведомые колеса будут меньше увязать. Потом шины придется накачивать снова, но это уже мелочи жизни.
Важно!
Спущенные колеса уменьшают дорожный просвет — если вы и так почти сели «на пузо», от этого способа лучше воздержаться. Не стоит и увлекаться: сильно спущенные шины под тяжестью машины могут разбортироваться.
7. Приподнять машину
Если машина сидит глубоко, можно попробовать поднять ее при помощи домкрата. Последний нужно поставить на какую-нибудь дощечку или еще что-то твердое. Приподняв автомобиль, набросайте под колеса песок, гравий, еловые лапы или что-то подобное. Повторите процедуру с другой стороны. Так у машины появится некая опора, которая поможет выбраться.
8. Подложить что-нибудь под колеса
Что-нибудь — это ветки, камешки, куртку, салонные коврики, если только они не скользкие. Есть и специальные пластиковые траки, которые складываются и практически не занимают место в багажнике, есть антипробуксовочные ленты с похожим принципом действия, а также металлические цепи и специальные браслеты, которые надеваются прямо на колеса и изначально предназначены для езды по заснеженным обледенелым дорогам.
Соорудить некое подобие антипробуксовочных цепей можно из подручных материалов — даже просто намотав веревку или трос на ведущие колеса. Это вполне может сработать.
9. Выехать на буксире
Если ни один из предыдущих способов не сработал, то этот просто обязан! Не стоит стесняться просить о помощи: готовые посодействовать рано или поздно найдутся. Правда, машина-«спасатель» должна быть потяжелее, чем ваша, либо иметь полный привод, а лучше всего — и то, и другое.
Заранее изучите, где расположены буксировочные проушины, либо отверстия для буксировочного крюка, а также сам крюк — он обычно лежит в багажнике возле запасного колеса. Без опасений из снега можно выдергивать машину с ручной коробкой передач, а вот автомобиль с АКПП требует более аккуратного подхода без рывков. Если же у вас коробка-вариатор, то к этому способу лучше не прибегать.
Важно!
Водитель помогающего авто должен включить пониженную передачу и все доступные блокировки; сначала необходимо двигаться внатяжку.
Водителю застрявшей машины следует помогать двигателем, но газовать надо несильно, как при обычном трогании с места.
Откройте окна, чтобы слышать друг друга, или заранее договоритесь об условных сигналах.
Когда вы почувствуете, что уже выезжаете, не сбрасывайте газ, чтобы снова не закопаться.
10. Вызвать подмогу
Редко, но бывает: ничего из вышеперечисленного не помогло или выдергивать вас на тросе решительно некому. Пожалуйста, не переоценивайте свои силы, это может плохо закончиться, особенно вдали от цивилизации. Звоните друзьям, идите к оживленной дороге, к ближайшему населенному пункту, узнавайте про трактор. Если помощи ждать совсем не от кого, не стесняйтесь позвонить по единому номеру 112.