Несколько дней назад портал Vokrugsveta.ru опубликовал материал о трудностях путешествий в доме на колесах. Статья вызвала много откликов у наших читателей, в комментариях часто задавались вопросом, актуально ли написанное для современных российских реалий. Мы попросили прокомментировать факты из публикации семью Михайловых из Екатеринбурга — Алексей, Татьяна и трое их детей три года путешествуют по России в собственном автодоме. На наши вопросы подробно ответил Алексей Михайлов. В результате наш эксперт разоблачил несколько интернет-мифов, которые искажают представление о путешествии в автодоме. Далее текст от первого лица.
Ремонт машины дорогой
Все автодома в России — это переделанный коммерческий транспорт или европейские автомобили, тоже на базе коммерческих. Такие машины заточены на то, чтобы много ездить и возить грузы: на них осуществляют доставку с утра до вечера. Эти машины проезжают по 300–600 километров в день, для них это нормально. При этом я не видел людей, которые «фигачат» на автодоме по 500 километров в сутки, в этом нет никакого смысла.
Если человек работает удаленно, он никуда не торопится, едет потихоньку, может на одном месте провести две, три недели, месяц. Нет какой-то погони. Люди, которые на маршрутке ездят на работу 5/2, наезжают больше километров, чем путешественник в автодоме. Если, конечно, у него нет цели попасть из Екатеринбурга в Турцию за неделю. Но даже если так, он доберется до места и будет жить там полгода или сколько позволят документы. Но он там не будет разъезжать.
За три года поездок в автодоме у нас не было таких случаев, чтобы стоимость ремонта разительно отличалась от стоимости ремонта любого другого авто. А коробку передач на легковушке тоже не 15 тысяч починить стоит, это везде одинаково дорого.
Много бытовых проблем
В бытовом плане, действительно, есть сложности. Человек, привыкший к квартире, понимает, что если ему нужен свет, он его включил, нужна вода — открыл кран. Всё работает, и этот ресурс практически не ограничен, если только УК не отключит. В автодоме ситуация другая. В России на такие дома ставят солнечные панели, хотя страна у нас и не богата солнечным светом. Но у нас народ любит автономку: панели нужны, чтобы не зависеть от кемпингов, потому что здесь их мало.
В Европе развита культура автодомов, там много кемпингов. Там просто так в лесок не съездишь, дикарем не постоишь, территория маленькая, стран много, всё под контролем. А у нас раздолье — леса, поля, горы, живи где хочешь, но встает вопрос с электричеством.
Самая затратная статья из бытовых трат — вода. Обычно путешественники стараются поставить в машину бак побольше, но всегда нужно понимать, где взять воду, куда ее слить и как решить вопрос с туалетом. Нас пятеро, и для нас этот вопрос стоит очень остро. Если мы не на природе, а стоим в центре Петербурга, надо заморочиться. Туалет автодома вмещает всего 20 литров воды.
Подытоживая по этому пункту, да, это рутина, это действительно требует дополнительного внимания. Но это не значит, что нет возможности отдохнуть. Раз в два-три дня заправил воду, и всё. А если ты уже в центре Петербурга, можно идти куда хочется и заниматься чем угодно.
Это опасно
Из-за того, что на западе автодома очень популярны, там появились целые банды, которые промышляют грабежом у таких путешественников. У нас я такого не встречал. В России автодомов меньше, и большинство из них, на взгляд обывателя, ничем не отличаются от обычных маршруток — стоит обычный Ford Transit, кому он нужен? Только единичные автодома вызывают у прохожих эмоции: либо восторг, либо непонимание, что это вообще такое. Но у человека нет желания ограбить эту штуку.
Мы ночевали на трассах, где останавливаются фуры, там спокойно, всё охраняется, это платно, и никто тебя в обиду не даст. В Европе да, есть такая проблема, можно стоять на кемпинге недалеко от охранников, но тебя ограбят незаметно и настолько профессионально, что никто ничего не заметит. Там действительно опасаются такого.
Дорогая еда и бензин
В России много разных сетевых магазинов, цены плюс-минус одинаковые. Можно приехать в Москву и купить всё даже дешевле, чем в Екатеринбурге. Бегать по всему городу из-за какой-то 50-процентной разницы, как эти бабульки с проездными гоняют от нечего делать… Если у тебя настолько трудная ситуация, сиди дома.
Высокие расходы на топливо? Всё зависит от того, насколько активно ты едешь. Можно встать на одном месте, и если есть, допустим, электросамокат и солнечные панели, ты время от времени с рюкзаком ездишь в магазин за едой, и всё. Живешь на пляже месяц, расходов на топливо ровно ноль.
Сейчас мы живем в Свердловской области, город Дегтярск, это 50 километров до Екатеринбурга. Если я буду работать 4/2 и ездить на легковушке в Екатеринбург и обратно, расход на топливо будет не меньше, чем в случае с автодомом. Возможно, даже больше. Это всё очень индивидуально.
Что касается других стран, то там поначалу можно наткнуться на дорогие магазины. Дальше ты пообщаешься с местными, напишешь в чаты и тебе подскажут вплоть до конкретного адреса, куда подъехать, где тебе вынесут заказ к машине, где будет максимально дешево, и даже не все местные об этом магазине знают.
Недостаток общения
Изоляции как таковой я не наблюдаю. Если человек сам целенаправленно не хочет изолироваться, этого нет. В современном мире невозможно нигде укрыться от людей. Даже если кто-то поехал в лес и провел там неделю, потому что нуждается в одиночестве, он затем может отправиться куда-нибудь на фестиваль, да вообще куда угодно, и снова начать общаться.
Нам часто писали, что у вас, мол, дети растут в изоляции от общества. Нет, это совершенно не так. У нас активные общительные дети, у них нет страха заговорить с человеком, который общается на другом языке. Они, наоборот, социально более адаптированы, чем те, кто каждый день видит один и тот же дом и ходит в один и тот же детский сад. Сегодня море, завтра горы, потом горячие источники, и везде разные люди, порой это разный менталитет, культура, религия. Ребенок это всё видит, ему это интересно, он это познает и понимает, что люди разные, мир разный и везде ОК.
ДТП
Любое ДТП на трассе — это всегда опасно, и на легковушке можно влететь так, что не выживешь. Тут важнее, есть ли куда вернуться: если автодом — это единственное жилище, и оно разрушено в результате аварии, тогда это печальная история.
Обычно на автодоме спокойно ездят, потому что это большая машина, и ты не в доставке работаешь, никуда не спешишь, потихоньку едешь, все нормально.
За границей у тебя всегда есть страховка, такие правила. Если произошло ДТП, у туриста на автодоме, скорее всего, будет возможность снять номер в отеле, будут деньги. Не припомню ни одной ситуации, чтобы люди попали в аварию, и жизнь остановилась, есть нечего, жить негде. На помощь приходит сообщество. Был случай, когда ребята в Турции попали в аварию, была достаточно трудная ситуация, они обратились в чаты, и им скинули кто сколько смог, чтобы отремонтироваться, переночевать, люди не пропали, всё было хорошо.
Вывод
Сложности при путешествии на автодоме чаще всего возникают у тех, кто поехал отдыхать в отпуск, а не живет в автомобиле постоянно. В отпуске люди сильно ограничены во времени, им нужно больше успеть и параллельно решать описанные выше бытовые задачи, это может быть некомфортно, особенно с непривычки.
Если жить в автодоме на постоянной основе, к этому привыкаешь, это становится обыденностью. Жизнь в автодоме можно сравнить с жизнью в частном доме — туалет на улице, вода из колодца плюс обязанности, которых нет в городской квартире. Кто-то живет так и говорит: воздух, простор, земля своя, вода чистая, банька, шашлычки — всё прекрасно. Кому-то будет тяжело, кому-то легко. Мы тоже в свое время думали, что будет тяжелее, чем сейчас по итогу.