«… То чуду подобно…»

«… То чуду подобно…»

Годы, словно облака, проплывали над главой Георгиевского собора. Все изменилось вокруг за семьсот с лишним лет. Только небо да собор, застывший в своем извечном совершенстве, остались те же. И он стоит до сих пор, поражая изяществом пропорций и строгим величием — памятник гению владимирских зодчих. Это они, искусные архитекторы и строители древнего Владимира, создали ансамбли, которые с полным правом вошли в сокровищницу мирового искусства.
 
Георгиевский собор поставлен в 1234 году в Юрьеве-Польском волею князя Святослава, внука основателя Москвы Юрия Долгорукого. Великолепная резьба по камню, украшавшая храм, уже в древности прославила его создателей.

Когда в XV веке собор пришел в ветхость, Иван III послал для его реставрации мастера Ермолина. Мастер собрал собор «изнова», но поменял местами резные камни, нарушив порядок изображения сюжетов библейских историй. С тех давних пор каменная резьба обратилась в своего рода ребус, над решением которого до сих пор бьются ученые.

В соборе нет почти ни одного камня, не затронутого искусной резьбой. Преобладает распространенный во владимиро-суздальском зодчестве звериный орнамент. Изображения фантастических животных — грифонов, кентавров — и стилизованные рельефы реальных зверей украшают стены. Среди этой резьбы выделяются крупные человеческие фигуры, реалистически выполненные маски и головы. Это сочетание сложного декоративного узора с изображением рельефных фигур — скульптурное украшение, впервые введенное владимирскими мастерами.

Недалеко от Боголюбова, при впадении речки Нерль в Клязьму, среди широких заливных лугов на фоне дубовой рощи стоит стройный одинокий храм. Некогда Клязьма протекала у его стен, но потом ушла и оставила здесь тихую старицу. Старица поросла у берегов кувшинками и осокой. В ее неподвижных водах опрокинулось изображение храма.

Хотя на самом деле церковь невелика, она кажется высокой, устремленной вверх. Такое впечатление создают легкость и изящество пропорций, вертикальность главных архитектурных линий.

Это сооружение скромной и совершенной красоты — храм Спаса на Нерли, признанный мировой шедевр, вершина древнерусского зодчества.





Храм был сооружен в 1165 году в княжение Андрея Боголюбского. С тех пор прошло ровно восемьсот лет. И время признало неувядаемыми творения древних владмирских зодчих.

Прав был суздальский летописец, воскликнувший: «...то чуду подобно...»

В. Шестаков

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи