Корабль начиненный смертью

Корабль начиненный смертью


Что известно о корабле «Ричард Монтгомери»? В архивах страхового общества Ллойда имеется выписка: «Затонул в августе 1944 года и после нескольких попыток поднять его в феврале 1945 года был признан полностью потерянным...»

Тихий английский городок Ширнесс лежит в устье Темзы, там, где впадает река Медуэй. Обычный английский городок — никаких особых достопримечательностей. Вот разве торчащие из моря мачты затонувшего в конце войны американского транспорта «Ричард Монтгомери». Мачты хорошо видны с набережной, и туристы обычно нанимают лодку, чтобы подплыть к кораблю поближе.

Городские власти решили укрепить на набережной мемориальную доску и написать на ней историю гибели транспорта. Но, кроме общества Ллойда, о корабле забыли все. Тогда обратились с запросом к американскому командованию. Ответ гласил, что «Ричард Монтгомери», построенный в 1943 году и погибший через год, был поднят фирмой «Филипп и Фишер» в 1948 году и продан на слом. Отцы города взглянули на отлично видные из окна муниципалитета мачты корабля и стали думать, кому бы еще написать.

Ответ, полученный из английского адмиралтейства, был несколько странным. Адмиралтейство ответило, что утонувший корабль не представляет собой опасности для судоходства, а груз его также не должен беспокоить жителей города. Таксе успокаивающее заявление сразу насторожило жителей города. Двадцать лет торчат из воды привычные всем мачты, и никому не приходит в голову узнать, что же вез в Англию «Ричард Монтгомери». Городские власти подняли архивы, обратились к старым портовым грузчикам и вот что узнали.

Летом 1944 года американский транспорт «Ричард Монтгомери» пересек Атлантический океан и встал под разгрузку на рейде у города Ширнесс. Вез этот корабль ни больше, ни меньше как семь тысяч тонн осколочных бомб для американских войск.

А ночью пришел шторм. Ветер сорвал «Ричарда Монтгомери» с якоря и потащил на мели. Полузатонувший, с хлеставшими в открытые люки волнами транспорт разломился пополам и затонул. К утру от корабля остались только торчащие над водой мачты.

Об этом прискорбном событии был послан доклад в Вашингтон, но ввиду приближавшейся высадки союзников в Нормандии никто не принял мер по докладу, его положили под сукно и о транспорте забыли. Забыли и о его смертоносном грузе. А позже, года через три, приезжал в Ширнесс представитель компании «Филипп и Фишер». Он подсчитал, что подъем корабля обойдется фирме дороже, чем лом, который можно продать, и уехал. Корабль, начиненный смертью, так и остался на дне, в трехстах метрах от набережной города Ширнесс...

Теперь, уже взволнованные, власти Ширнесса пригласили экспертов, чтобы узнать, не угрожает ли сейчас городу затопленный груз. Вот что ответили эксперты:
— Оставить здесь корабль — все равно, что найти в центре города невзорвавшуюся бомбу и уйти, не сказав никому ни слова. Груз, который вез корабль, не становится со временем безопаснее. Наоборот, с каждым днем опасность возрастает...

Оказалось, что стальные оболочки бомб почти не изъедены водой, и потому взрывчатка сохранила свои смертоносные качества. Больше того, бомбы, начиненные тринитротолуолом, становятся со временем опасными: кристаллизуясь, он делается настолько нестабильным, что достаточно постучать по корпусу, чтобы бомба взорвалась. Другие взрывчатые вещества, использованные в бомбах того времени, еще более нестойки. Постепенно они начинают разлагаться, выделять газы — может произойти спонтанный взрыв. Нельзя забывать и о том, что к мачтам затопленного корабля все время подплывают туристы и рыбаки, а течение не раз приносило к «Ричарду Монтгомери» проходящие мимо суда. Любой сильный толчок может оказаться роковым.

Если груз бомб взорвется, то его последствия трудно себе представить. Как утверждают эксперты, город, приютивший это страшнее судно, сильно пострадает...

К. Булычев

 
# Вопрос-Ответ