Путешествие от А до Я

Путешествие от А до Я


Наше Советское государство стало старше еще на один год.

За этот год корреспонденты «Вокруг света» побывали на разных участках одной большой стройки — стройки, где созидается коммунизм, и рассказали читателям о романтиках непроторенных дорог — о творцах большой химии и покорителях целины, изыскателях и ученых, рыбаках, гидростроителях, водителях воздушных кораблей, о создателях материальных и духовных богатств страны.

В этом номере вы познакомитесь с некоторыми из обычных маршрутов журнала: вместе с кинооператорами А. Вагиным и М. Блехманом начнете путешествие по дорогам бурно расцветающей Якутии; писатель В. Саксонов расскажет о двух поколениях советских моряков; читая очерк Е. Федоровского, вы переживете несколько тревожных минут в кабине испытываемого самолета; научно-популярная статья Л. Пешковой послужит путеводителем в экскурсии по необыкновенному полю без почвы; А. Никитин познакомит с работами одного из крупнейших советских ученых-антропологов; журналист Г. Гунн передаст вам свою очарованность «страной Поморией» — одним из уголков нашей прекрасной Родины.

Амуро-Якутская магистраль начинается в Большом Невере. На 1200 километров протянулась она через Амурскую область и Якутию — до столицы республики Якутска. Эта большая дорога идет через суровые горы и плоскогорья, сквозь тайгу, вдоль ледяных рек.

Большой Невер — перевалочный пункт с железной дороги на АЯМ. Здесь мы начали путешествие. Отсюда идут на север колонны могучих грузовых машин. Они принимают в свои кузова и на трайлеры гигантские трансформаторы для электростанций Чульмана, промывочные приборы для золотого Алдана и алмазного

Тонкие, прозрачные, необычайно легкие шары. Это радиозонды. Ученые Якутии запускают их на высоту до 30 километров для изучения космических частиц.

Мирного, буровое оборудование для геологических партий, тракторы, бульдозеры, машины, аккуратные ящички взрывчатки для приисков.

...И начинается путь. Особенно тяжел он зимой. Многометровые снежные заносы. Петли горной дороги. Коварные наледи. Жестокий мороз. На территории республики в Оймяконе лежит полюс холода северного полушария. Там зимой температура падает до —70°.

Но даже жарким и коротким якутским летом зима не уходит: Якутия стоит на вечной мерзлоте. Строительство дорог, шахт, предприятий, жилых домов связано поэтому с большими трудностями, с решением сложных инженерных задач.

На АЯМ вечная мерзлота доставляет немало хлопот дорожникам. Летом трасса вдруг проседает или выгибается горбом, зимой одолевают наледи.

Двигаясь по этой великой северной магистрали, мы познакомились с колхозниками-оленеводами, с рабочими золотых алданских приисков и Нижне-Куранахского горнообогатительного комбината, с охотниками, промышляющими в тайге ценного пушного зверя, с учеными Якутска и, наконец, теологами. Здесь их целая армия. Пока разведана лишь часть баснословных богатств Якутии, но уже сейчас в республике добывают золото и алмазы, железо и цветные металлы, уголь и горючие сланцы.

Быстро развивается этот далекий край. Здесь тысячи предприятий, сотни колхозов и совхозов. Якутия в пути. Ей нужны машины, оборудование, строительные материалы и дороги, дороги, питающие жизнь. 

А. Вагин и М. Блехман

(Продолжение путешествия в № 12 «Вокруг света»).

 
# Вопрос-Ответ