Как ищут лекарство против рака

«Сейчас я занят тем, что добавляю разные концентрации препарата и смотрю, сколько клеток погибнет. Научные исследования — это как детектив, когда ты не знаешь, куда заведет твоя работа», — объясняет научный сотрудник НИИ канцерогенеза, кандидат биологических наук 29-летний Виктор Татарский.

Я занимаюсь несколькими темами и в числе прочего изучаю вещества, подавляющие рост опухолей. Сейчас я работаю с ингибиторами митоза — веществами, которые останавливают деление клеток, или митоз. Раковые клетки делятся все время, а ученые пытаются этому помешать. Соединения, которые я исследую, нарушают работу белка кинезина — он растаскивает хромосомы по двум только что образовавшимся клеткам. Мои коллеги показали, что in vitro (то есть «в пробирке») эти вещества хорошо подавляют активность кинезина. Я проверяю, будут ли они так же эффективны в живых клетках. Клетки, с которыми я работаю, были выделены из опухолей людей с различными видами рака.Эти клетки растут в чашках Петри или плоских сосудах — матрасах — в специальной среде, которая содержит вещества, нужные им для жизни. Я добавляю в среду разные концентрации ингибитора и проверяю, сколько клеток «застрянут» в митозе и погибнут. Процент умерших я примерно оцениваю, используя краситель, который окрашивает только живые клетки. Затем я смотрю, что конкретно ингибитор нарушает в митозе. Я добавляю к клеткам другие красители, которые связываются с теми или иными белками и светятся разными цветами. Полученную картину я изучаю с помощью флуоресцентного микроскопа. Как оказалось, «мои» вещества плохо проникают в ткани, поэтому из них не получится изготовить лекарство от рака. Но я не очень расстроен, так как, исследуя их, наткнулся на целый новый класс соединений, подавляющих рост опухолей. В будущем какое-нибудь из них вполне сможет дойти до клинических испытаний. Кроме того, в ходе работы я узнаю массу нового о базовых принципах работы клеток, и это ужасно интересно. Ведь пока мы очень много еще не понимаем.
Можно сказать, что я потомственный ученый: мой отец, дед и бабушка физики. Мне нравится, что
я все время должен читать про что-то новое, строить гипотезы и делать логические выводы, планировать эксперименты и, наконец, выполнять их — работа руками в науке тоже очень увлекательна.