Планета огня

Планета огня

14 самых любопытных моментов в истории эстафет олимпийского огня

История эстафеты олимпийского огня в разные годы в разных странах помимо происшествий и курьезов содержит много других любопытных моментов. Представляем лучшие.

 

1. Эстафета олимпийского огня Сочи-2014 началась 7 октября 2013 года и завершится в день открытия Олимпиады 7 февраля 2014 года. За 123 дня факел преодолеет 65 000 км, побывает на Северном полюсе, на дне озера Байкал и на вершине Эльбруса. Маршрут пройдет через 125 российских городов.

2. В древние времена, когда оригинальные игры проводились в Олимпии, огонь в святилище Геры поддерживался постоянно. Он служил напоминанием о подвиге Прометея.

3. Первая эстафета олимпийского огня состоялась в 1936 году перед Играми в Берлине.

4. Самое большое количество участников собрала эстафета огня Олимпиады 1964 года в Токио —101 866 человек (на одного факелоносца приходилось два запасных бегуна и до 20 сопровождающих), а самое скромное число участников — 26 мужчин и 26 женщин — отметилось на эстафете зимней Олимпиады в Лейк-Плэсиде в 1980 году. Там каждый участник нес факел по несколько раз.

5. Самой неоднозначной стала эстафета Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе. Право пробежать один километр с факелом продавалось за 3000 долларов. Было продано почти 4000 км и заработано около 11 миллионов. Выручка пошла на развитие молодежного спорта в США.

6.  Самый тяжелый факел (2250 г) был изготовлен для Олимпиады в Инсбруке в 1964 году. Самыми легкими (450 г) были факелы летних Игр 1936 года в Берлине и зимних Игр 1994 года в Лиллехаммере. Самым высоким (94,5 см) стал факел Ванкувера (2010 год), а самым коротким (23 см) — факел для Олимпиады в Осло 1952 года.

7. Самой пожилой участницей эстафеты за всю историю Игр признана американка Сара Маклиллэнд из штата Огайо. В 102 года она пронесла по улицам города Морейн огонь зимней Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити. В этой эстафете также принимали участие родственники погибших 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

8. Самым экстремальным стало путешествие огня в Гренобль на Олимпиаду 1968 года. Горный перевал Пюи-де-Санси во Франции факелоносец преодолевал буквально на четвереньках из-за снежной бури. А через старый порт Марселя его переправил пловец, держа факел над водой на вытянутой руке.

9. Огонь летней Олимпиады 1992 года в Барселоне зажег лучник-паралимпиец Антонио Ребольо, выстрелив горящей стрелой из центра стадиона в чашу. 200 претендентов на эту роль тренировались в условиях имитации плохой погоды несколько месяцев. Антонио был выбран из четырех финалистов всего за два часа до церемони.

10. Эстафета московской Олимпиады в 1980 году задумывалась и прошла полностью в традиционном спортивном формате: огонь несли исключительно бегущие люди.

11. Эстафета Пекин-2008 стала самой длинной за всю историю Олимпийских игр: она растянулась на 137 000 км и 129 дней, прошла по пяти континентам и через 22 города мира, не считая китайских. Огонь тогда подняли даже на Эверест. Факел завоевал титул самого экологичного: в нем использовался пропан, почти не загрязняющий атмосферу в процессе горения.

12. 2000 году накануне Олимпиады в Сиднее трехминутный этап эстафеты прошел под водой, у Большого барьерного рифа. Специальный искрящийся состав горючего не только позволял факелу не гаснуть под водой, но и освещал дорогу плывущей во тьме Венди Дункан, австралийскому
биологу.

13. В 1964 году факел на стадион в Токио внес студент Ёсинори Сакаи, родившийся 6 августа 1945 года, в день атомной бомбардировки Хиросимы. Он символизировал собой возрождение Японии после Второй мировой войны. В этот момент над трибунами распылили запах хризантем (хризантема в Японии — символ солнца, символ нации).

14. После Игр-2008 в Пекине МОК принял решение об отмене международных этапов эстафеты огня и ограничении ее территорией страны, принимающей Олимпиаду.

 


Нажмите для увеличения

Фото: Sergei Karpukhin / Reuters / Vostock photo

Ключевые слова: спорт, Олимпиада
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи