Герой праздника — труд

Герой праздника — труд

Самая быстрая, самая умелая

Последние сизые башни муссонных туч уползают к Бенгальскому заливу, и в Бирму приходит осень. Теперь ливней не будет до самого мая.

В один из тихих теплых вечеров вспыхивают огни у Шведагона — самой большой пагоды страны. Свечи и плошки с горящим маслом изрисовали немыслимыми световыми узорами мраморные плиты, опоясали основание стометрового золотого конуса пагоды. Пришло время сбора урожая, время трудовых праздников. И оангунцы, жители столицы, сегодня веселятся...

На краю мраморной платформы, окружающей пагоду, под тростниковым навесом начинаются соревнования. Зрители устраиваются поудобнее: от старта до финиша — вся ночь

Четыре девушки — лучшие ткачихи страны — сидят рядом за старинными станками. Перед каждой груда пряжи. Заходит солнце, в последний раз оно освещает маковку на Шведагоне. Звучит гонг — солнце скрылось, и сразу же девушки начинают ткать оранжевые тоги — эта работа требует большого мастерства.

Дробь работающих станков, размеренные и молниеносные движения девушек вызывают у зрителей возгласы одобрения. Кто же победит?

А когда небо начинает голубеть и новый день положит золотой отблеск на «зонт» Шведагона, победительница кончает работу.

Победительница — королева праздника, царица труда, она сейчас самый главный человек в Рангуне.

Па-де-де пигмейских охотников

Посреди поляны стоит «слон». Тело — бревно, хобот — стебель банана, уши — листья. И все же этот «слон» начинает казаться живым, когда вокруг него разыгрывают пантомиму охотники-пигмеи.


Охотники настороженно крадутся вперед, внимательно прислушиваясь. Каждый жест выразителен и точен, так что кажется, что перед глазами зрителей проходит весь длинный путь, который преодолели охотники. Завидев «слона», они несколько раз подкрадываются к нему и убегают прочь. Наконец вождь с воинственным криком погружает копье в брюхо «слона» и бросается в сторону. Сопровождающие его охотники нападают на «слона» со всех сторон, так что зрителям кажется, что животное яростно отбивается от нападения. Барабаны поддерживают бешеный ритм ганца. Это настоящее балетное искусство!

Танцы пигмеев имеют не только развлекательный или магический характер. Это прежде всего «тренировка» перед охотой. Зная повадки зверей, пигмеи в танцах вырабатывают координацию действий, так необходимую при коллективной охоте на крупных животных.

Праздник первой борозды

Когда-то ни один камбоджийский крестьянин не смел начать пахоту раньше самого царя. Но уже лет сто царь не выходит сам на поле. Однако обряд сохранился до сих пор.

Особенно пышно и торжественно обставляется день первой борозды в столице Камбоджи Пном-Пене.

Символический «царь» облачен в яркие одежды — красный шелковый камзол и остроконечную тиару. Он появляется на поле в носилках, которые держат четверо слуг. За ним в гамаке, подвешенном на шестах, выносят «царицу». Впереди «царской четы» шествует оркестр, а замыкают процессию «придворные» в старинных костюмах.



Красочная процессия трижды обходит поле. Затем «царь» спускается с носилок и подходит к плугу, в который запряжены быки в украшенной сбруе. «Царица» становится рядом с «царем», держа корзину с отборными семенами. Пахота тоже носит чисто символический характер: на утоптанной площадке давно уже ничего не растет.

Вот «пахота» окончена. Одного из быков подводят к трибуне. Перед ней на ковре стоят большие серебряные блюда. На одном — рис, на другом — бобы, на третьем — сезам... На остальных трава, вода и вино. Все с замиранием сердца ждут, какое яство выберет бык. Согласно поверью, если бык отведал риса или бобов, будет хороший урожай этих культур. Если же он подойдет к блюду с травой или водой, жди наводнения или неурожая. Особенно плохо, если бык подойдет к блюду с вином, — жди бесчинств и грабежей. К счастью, среди быков «пьяницы» редки.

Спускается вечер. Праздник земледельцев окончен. Крестьяне могут выходить на поля.

Экзамен на... ковбоя

Столетие назад на западе Америки паслись табуны необъезженных лошадей. Тогда-то и зародилась трудная профессия ковбоя — пастуха, который объезжал диких мустангов.

Со временем трудовые приемы пастухов легли в основу своеобразного вида спорта — «родео».

В настоящее время «родео» — одно из любимых развлечений скотоводов в Северной и Южной Америке, непременный номер любого праздника.



Пастух-ковбой, или гаучо, садится на связанного по ногам необъезженного жеребца, который стоит в тесной дощатой клетке. Как только он опускается на круп скакуна падают деревянные барьеры и ноги лошади освобождают от пут. Начинается поединок человека и животного. Редко продолжается он более нескольких секунд, но судьи засчитываю! каждое мгновенье.

«Родео» среди скотоводов Южной и Северной Америки сопровождаются обычно и другими видами «пастушеского спорта»: бросанием лассо, стрельбой и своего рода «гужевым кроссом» — демонстрацией уменья управлять повозкой в гонках по пересеченной местности. Для пастуха-наездника «родео» — экзамен на право быть скотоводом.

Зерна счастья

В Таиланде праздник первой пахоты — Бек На — начинает... министр земледелия. Он трижды обходит вокруг поле за позолоченным плугом, а потом разбрасывает по полю семена риса. Собравшиеся зрители подбирают «счастливые» зерна, чтобы потом примешать их к тем, что будут высевать на своих полях.

А после того как соберут урожай, отмечается в Таиланде праздник качелей. На высоте в тридцать метров от земли сооружается перекладина, к ней на длинной веревке подвешивают сиденье, так, что оно находится метрах в пяти от земли. Четверо парней в одеждах «покровителей дождя» усаживаются на качели. Рядом устанавливается бамбуковый ствол, на вершине которого привязан мешочек с деньгами. Если «божество дождя», раскачиваясь, поймает мешочек, оно даст воду.

Раскачиваются, поскрипывают качели — будет рис... не будет... будет... не будет... Поймал! Зрители рады. Теперь уж наверняка будет вода. И будет рис!

Карнавал зелени

Весна в Швейцарии. Зеленеют долины, луга и горные пастбища, проходят первые весенние грозы. Наступает время выгона стад на пастбища...

Впереди стада пастухи ведут самую лучшую корову; у нее на рогах висит большой подойник — чтобы была удача, чтобы было молоко... Пастухи трубят в воронки для процеживания молока.

После того как стада выйдут на пастбища, в первое воскресенье мая начинается карнавал трав и цветов. Молодые парни сажают деревья в честь своих возлюбленных, дарят им цветы. А вечером загораются огни, звучит музыка, идут танцы. Пришла весна!..

Охота была удачной

С удачной охоты возвращаются бушмены. Они убили серну, и теперь пищи хватит всем. Сердце серны делят между стариками, печень получают охотники. Всем остальным жителям деревни тоже достается по солидному куску мяса, и начинается пир.

А вечером все собираются у костра на праздник по случаю удачной охоты. Коронный номер праздника — охотничьи танцы.

Танцоры быстро двигаются вокруг костра. Они изображают погоню за серной. Вот один из них вырвался из Kpyгa. Он — «серна». Охотники натянули луки. «Серна» прыгает в сторожу и исчезает за кустом. Охотники идут по следам. Настигли... «Серна» бросилась навстречу бушменам, будто стараясь забодать их. Но разве этим их испугаешь? Один из охотников поднял копье, и при хохоте всех зрителей и участников «труп серны» уносят от костра.

За танцем серны следует старинный танец обезьян. Бушмены очень наблюдательны: мимику, жесты и движения обезьян они передают с удивительной точностью. Хитрые охотники и тут побеждают: пойманных «обезьян» уводят в селение.

До поздней ночи продолжаются танцы лани, кузнечика, шакала. В основу этих танцев положены бушмевские сказания и легенды.

Все танцуют. Все сыты. Охота была удачной.

Сев и жатва

В Ассаме, на востоке Индии, отмечается древний праздник Бохаг Биху. Этот праздник связан с началом посевов, он самый главный праздник в году. Приходится Биху на середину апреля, во время него происходит совместная охота и рыбная ловля, общий пир и танцы. Во время трудовых праздников внимание уделяют и верным помощникам людей. В эти дни каждый хозяин моет коров и быков, готовит для них особую пищу. Ведь им предстоит работать и в пахоту и на поле.

На юге Индии, там, где живут телугу, праздник труда бывает в декабре. Это Санкранти — праздник окончания жатвы.

В первый день праздника крестьяне торжественно сжигают весь накопившийся за год мусор. Над деревьями поднимаются столбы темного дыма, будто по всему краю свирепствуют пожары. Один из дней праздника посвящен домашнему скоту. Крестьяне приходят к коровам и волам, благодарят их за помощь в труде, за хорошую работу. Затем их украшают гирляндами цветов и угощают самыми изысканными лакомствами.

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи