Микросхема под ядерным ударом

Фото: ФЕДОР САВИНЦЕВ

В массовом сознании ученые — это немного странные, весьма возрастные люди в белых халатах, которые исследуют что-то малопонятное. «Вокруг света» доказывает: исследователи бывают молодыми и симпатичными и занимаются они чрезвычайно увлекательными вещами

«Я всегда хотел работать по специальности, и мои исследования нужны для того, чтобы не повторялись катастрофы вроде падения аппарата «ФобосГрунт»
, — Валерий Шунков, младший научный сотрудник Научно-исследовательского института системных исследований (НИИСИ РАН), кандидат технических наук

Я занимаюсь разработкой микроэлектроники, которая будет устойчива к воздействию радиации. Такая электроника работает на космических аппаратах, в Большом адронном коллайдере, а также в медицинских приборах, которые лечат рак при помощи облучения.

Сейчас я обрабатываю результаты эксперимента, в котором мы смотрели, как наша новая микросхема ведет себя при облучении. Микросхемы отвезли в Дубну и поместили в ускоритель под пучок заряженных частиц, которые летят почти со скоростью света. Мы использовали тяжелые частицы от неона до ксенона и смотрели, что именно будет ломаться при попадании на микросхему разных ионов. Часто в подобных экспериментах побывавшие в ускорителе микросхемы «светятся», то есть сами становятся радиоактивными.

Можно сказать, что мы моделировали космос: в спутники постоянно врезаются частицы, несущие огромную энергию. Например, из галактического ядра может прилететь что угодно вплоть до ядер урана, а из радиационных поясов Земли на спутник попадают протоны. Когда протон сталкивается с микросхемой, в ней происходит ядерная реакция — почти так же, как в бомбе, только не цепная. При этом выделяется огромное количество энергии, в микросхеме появляется посторонний импульс тока и переключается то, что не должно переключаться. В самом плохом случае от столкновения с частицей микросхема сгорает, что примерно и произошло на «Фобос-Грунте».

Я занимаюсь этими исследованиями, потому что они безумно интересные. Кроме того, создание устойчивых к радиации микросхем — одна из немногих областей науки, востребованных в России, и за которые здесь можно получать неплохие деньги.

Сейчас мы собираемся разрабатывать систему управления к космическому телескопу «Гамма-400», который будет изучать высокоэнергетическое излучение и искать темную материю.