Задача № 1: Может ли копия оказаться лучше оригинала?

Задача № 1: Может ли копия оказаться лучше оригинала?

1908

Сентябрь

Россия Франция

Дирижабль Шабского брал на борт трех человек, поднимался на высоту 800 м и развивал скорость около 21 км/ч. Полет мог длиться три часа

Самолет «Гупи-1» был оснащен двигателем «Рено» мощностью 50 л. с. и мог подниматься на высоту до 500 м с одним пассажиром на борту

С 1906 года все ждали новой войны на Балканах, которая могла распространиться на Европу. Российский генерал-инспектор по инженерной части князь Петр Николаевич настаивал: «Армии, снабженные дирижаблями, будут обладать могущественным средством для производства рекогносцировок (разведок) и могут нанести тяжелый моральный ущерб армиям, не имеющим таковых средств». Но своих дирижаблей у России не было. Поэтому в начале 1908 года предприняли первую попытку создать отечественный аппарат. К делу подошли серьезно: разведка украла чертежи немецких дирижаблей. Проектом занялся капитан Александр Шабский. В случае успеха ему обещали премию в 2000 рублей, которую он планировал потратить на лечение душевнобольного сына. Конструктор трудился в основном ночами, так как большую часть дня проводил с сыном (жена от капитана ушла). 10 сентября 1908 года начались испытания. Длина аппарата Шабского, названного «Учебным», составляла 40 метров. Дирижабль брал на борт трех человек, мог подниматься на высоту 800 м и развивать скорость около 21 км/ч. Однако почти по всем параметрам он уступал зарубежным аналогам. Поэтому в 1909 году его демонтировали и решили купить у Франции несколько дирижаблей «Лебоди». Премию Шабский так и не получил.

Идея триплана нравилась многим авиаконструкторам начала ХХ века. Три крыла должны были увеличить подъемную силу, что позволяло взять больший запас горючего и совершать более долгие полеты. Первым в воздух триплан собственной конструкции «Гупи-1» поднял француз Амбруаз Гупи 5 сентября 1908 года. Посадка оказалась жесткой: летчик сломал правую ногу. Несмотря на это, он продолжил испытания, забираясь в кабину на костылях. Ему удалось облететь предместья Бордо, но Гупи не обратил внимания на расход топлива и стал слишком поздно заходить на посадку. Эта ошибка привела ко второй аварии, авиатор сломал левую руку. И вновь он не прекратил испытаний: ему поставили в кабину большие рычаги, которые можно было двигать загипсованной рукой. В ходе экспериментов выяснилось, что машине не хватает обтекаемости, и три крыла только повышают лобовое сопротивление. Поэтому серийно «Гупи-1» не производили, а вот более поздняя модификация оказалась удачной. Биплан «Гупи-3» имел оригинальное расположение крыльев: нижнее было смещено назад относительно верхнего, что улучшало обзор из кабины, необходимый для разведки местности. «Гупи-3» эпизодически применялись во время Первой мировой войны, а Амбруаз был награжден орденом Почетного легиона.

  Ответ: нет, только оригинальная идея приносит успех

Фото: WWW.DOLGOPRUD.ORG, ROGER-VIOLLET/EAST NEWS

 
# Вопрос-Ответ