Загадочная звезда

При фотографировании на обычную фотопластинку многие галактики выглядят как слабые звезды. На огромном расстоянии, превосходящем миллиард световых лет, наблюдать отдельную звезду вообще невозможно: астрономические приборы способны заметить в таких далях только целую звездную систему — галактику. Совсем недавно голландский астрофизик Шмидт, работающий в США, исследуя одну из таких звезд-галактик, расположенную в созвездии Волосы Вероники, обнаружил, что она находится от нас на расстоянии полутора миллиардов световых лет. Этот удивительный объект оказался своеобразным «рекордсменом» по количеству излучаемого им света.

«Рекордсменом» заинтересовались молодые советские астрономы А. Шаров и Ю. Ефремов. Тщательнейшим образом изучили они ряд фотографий соответствующего участка звездного неба, сделанных в разное время, и обнаружили, что таинственная звезда то и дело меняет свою яркость в течение коротких промежутков времени.

Но целая галактика, состоящая из нескольких миллиардов звезд, не может так быстро менять свою яркость. Астрономы высказали предположение, что загадочный объект в созвездии Волосы Вероники — так называемая сверхзвезда. Существование сверхзвезд уже предсказывалось. Масса такой звезды превосходит массу Солнца в сотни тысяч и даже в сотни миллионов раз.