Шесть метров напряжения: 10 удивительных фактов о жирафах

Жирафы — одни из самых удивительных и необычных животных на планете. Мы расскажем, что именно делает их такими

Кажется, что жизнь на огромной высоте дается жирафам легко и приятно. На деле же все их органы работают на пределе. «Вокруг света» предлагает почувствовать, каково это — быть жирафом.

blickwinkel / Alamy via Legion Media

Самые высокие звери на планете

Рост взрослых самок составляет 4,6 метра, самцы жирафа могут дорастать до 6 метров, а их вес порой зашкаливает за 1,5 тонны. Самки ниже и не такие тяжелые — максимум 800 кг. Основная часть длины приходится на передние ноги и шею, которая может дорастать до двух метров.

Шесть метров напряжения: 10 удивительных фактов о жирафах
Жирафы не могут сами очистить шею от паразитов. От насекомых их спасают буйволовые скворцы, которые питаются живущими на шкуре членистоногими
STEVE BLOOM/ EAST NEWS
Ann & Steve Toon / Nature Picture Library via Legion Media

Зоосправка

Жираф

Giraffa camelopardalis

Класс — млекопитающие

Отряд - парнокопотные

Род - жирафы

Вид - жираф

Самое высокое животное на планете. Жирафы питаются листьями деревьев, прежде всего акаций. Доставать листву животным помогает чрезвычайно длинный язык.

Могут вертеть головой почти на 360 градусов

И дело здесь не только в длине шеи. Сочленения между шейными позвонками этого животного устроены так же, как сустав, который соединяет руку с плечом, — такая конструкция позволяет нам двигать верхними конечностями во всех направлениях. При этом у жирафов позвонков в двухметровой шее всего семь — столько, сколько и у других млекопитающих, чьи шеи в разы короче. Жирафы могут опускать шею почти до земли, чтобы попить воды, и класть себе на бедра для отдыха, отвернув назад. Могут обвивать ее вокруг шеи понравившейся самки и размахиваться, чтобы нанести сопернику чувствительный удар головой.

Шесть метров напряжения: 10 удивительных фактов о жирафах
Чтобы дотянуться до воды, жирафы вынуждены растопыривать ноги
L SNEESBY & BARRIE WILKINS/STEVEBLOOM.COM/EAST NEWS

Жирафы могут ложиться, но стараются этого не делать

Задача подняться с земли для жирафов нетривиальна. Этот процесс требует существенного напряжения всех мускулов, а если гигант упадет — что вполне вероятно из-за смещенного центра тяжести, — то практически неизбежно переломает ноги. Поэтому жирафы стараются присаживаться и тем более ложиться как можно реже, а спят в основном стоя. Детеныши, которые еще плохо обращаются со своим телом, и вовсе заваливаются набок, не распрямляя ног, если им вздумается прилечь.

Ходят только по твердой поверхности

Большая масса и тонкие конечности усложняют даже обычную ходьбу: жирафы могут передвигаться только по твердой поверхности. Жирафы знамениты своим пятнистым окрасом шкуры, причем у каждого животного он индивидуален. Эти животные обитают в африканских саваннах к югу и юго-востоку от Сахары. В дикой природе жирафы живут около 25 лет.

ANUP SHAH / NATUREPL/ALL OVER PRESS

У жирафов очень длинный язык

Основное блюдо жирафов — листья акации. Они содержат очень много влаги, и благодаря этому животные могут долгое время не пить. Доставать листву на высоте им помогает язык, длина которого достигает полметра.

Помогли людям разработать скафандр

Под действием силы тяжести кровь скапливается в нижней части ног жирафа. Точнее, так происходило бы, не приспособься организм животных к чудовищному давлению в 400 мм рт. ст. Крови не дают скапливаться внизу укрепленные стенки сосудов и плотные слои соединительной ткани в коже. Эти механизмы работают настолько эффективно, что Американское космическое агентство (NASA) частично скопировало их при разработке скафандров.

Шесть метров напряжения: 10 удивительных фактов о жирафах
Жирафы держатся стадами по 5–20 особей. Стадо состоит из самок, их детенышей и взрослого самца. Остальные самцы живут поодиночке или парами
STEVE BLOOM/EAST NEWS

Сердце жирафа весит более 10 кг

Жирафы поднимают и опускают голову сотни раз в день, а ведь чтобы добраться до мозга, кровь должна преодолеть около трех метров. Общий объем крови в шее жирафа настолько велик, что, будь в голове этих животных сосуды человека, их немедленно разорвало бы колоссальным давлением. От кислородного голодания жирафов спасает внушительных размеров сердце — оно зачастую весит больше 10 килограммов, а его длина превышает 60 сантиметров.

Жирафы не падают в обморок от кислородного голодания, поднимая голову, а их артерии не рвутся, когда кровь приливает к опущенной голове, благодаря чрезвычайно эластичной сосудистой стенке. Она принимает на себя кровяной натиск, а давление в мозгу остается практически неизменным. Будь сосуды чуть менее упругими, они пережимались бы при попытке жирафа наклонить шею.

Жирафы рожают стоя

Лежащая самка при появлении льва не сможет быстро встать и защитить новорожденного. Детеныш выпадает с высоты 1,5 метра, и амортизатором при столкновении с землей служат задние ноги. Как и детеныши других крупных копытных, жирафята рождаются вперед конечностями, а их голова лежит на крупе. Если новорожденный займет другое положение, он неминуемо сломает себе шею.

Кожа жирафов такая прочная, что из нее делают щиты

По словам ведущего зоолога отдела млекопитающих Московского зоопарка Екатерины Морозовой (в 2021 году — заведующая отделом копытных. — Прим. Vokrugsveta.ru) в нормальной ситуации жирафы чувствуют себя отлично, их экстремальная физиология не доставляет им никаких неудобств. Наоборот, благодаря прочнейшей коже они более устойчивы, например, к кровотечениям. Шкура жирафа настолько плотная, что масаи делают из нее щиты. Поэтому сделать жирафу инъекцию — большая проблема. Препараты вводят животным при помощи летающих шприцев, которые выстреливают из некоего подобия ружья.

Шесть метров напряжения: 10 удивительных фактов о жирафах
Только что родившиеся жирафята еще не очень уверенно управляют своими конечностями, однако уже через несколько часов они могут самостоятельно следовать за матерью
BIOS PHOTO/ EAST NEWS

Жирафа очень сложно лечить

Сделать инъекцию жирафу может только ветеринар со специальными навыками: нужно попасть зверю в грудь, потому что игла не протыкает шкуру на крупе, ногах или холке. Укладывать засыпающего жирафа тоже надо особым образом: тело прижимают какой-нибудь мягкой конструкцией вроде стога сена, иначе упавшая с шестиметровой высоты голова разобьется об землю.

Кроме того, жирафы, как и другие жвачные, пережевывают пищу несколько раз, отрыгивая плохо переваренный корм обратно в ротовую полость. Если сонный жираф опустит голову, то захлебнется пищевой массой — жвачкой.

Для того чтобы сделать жирафу любую операцию, нужно 10–15 человек, которые поддерживают, укладывают животное, не дают ему упасть. Чтобы облегчить этот процесс, жирафят с двух лет начинают приучать заходить в специальный бокс, давать ноги, чтобы ветеринары могли взять кровь, и так далее.

Это называется медицинская дрессура. В среднем жирафы соглашаются «сотрудничать» с ветеринарами через 5–6 лет регулярных занятий.

Благодаря крайностям физиологии жирафы очень хорошо приспособлены к своим условиям обитания и сполна используют нишу, недоступную другим зверям. А так как они не знают, что их организм работает на пределе возможного, то вряд ли переживают за себя. Но настолько точная подстройка к среде делает их очень уязвимыми даже к небольшим ее изменениям — перед прекрасными животными постоянно маячит опасность исчезновения.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2013