Рассказ о том, как заговорил древний папирус

Рассказ о том, как заговорил древний папирус

…Это было несколько лет назад. Археологи, которые вели раскопки в Загорске, обнаружили в погребении Федора Годунова сгнившие, слежавшиеся кусочки ткани. Рубаха Федора Годунова... Возможно ли восстановить ее? Реставраторы сомневались в успехе и все-таки решили попробовать.

Началась кропотливая лабораторная работа. Сначала ткань смягчили и расправили в спирто-водно-глицериновой ванне. Потом ацетон, добавленный в ванну, помог очистить кусочки ткани от загрязнений. Наиболее стойкую — в буквальном смысле вековую грязь — пришлось обесцвечивать более сложными химическими препаратами. Наконец детали очищены, но они еще рассыпаются под рукой реставратора — ведь ткань пролежала в гробнице столько веков!..

Только когда фрагменты одежды были закреплены смесью глицерина, желатина, спирта и бензойной кислоты, искусные мастерицы взялись за «шитье». И вот ценная историческая находка ожила: скоро рубаха Федора Годунова украсит один из залов загорского музея.

А осенью прошлого года этот экспонат вместе с другими, о каждом из которых можно было бы рассказать удивительную историю, находился в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Здесь разместилась выставка работ наших реставраторов. Выставка была приурочена к Конференции ЮНЕСКО, посвященной реставрации и консервации произведений искусства, которая проходила в Ленинграде.

В нашей стране выдающиеся памятники культуры находятся под охраной государства. Сейчас восстанавливаются Новгородский кремль и Ново-Иерусалимский монастырь, разрушенные фашистами во время войны, уникальная роспись Успенского собора во Владимире, Дозмонтов город в Пскове и многие другие шедевры архитектуры и изобразительного искусства.

В Москве работает Государственная художественная реставрационная мастерская. На ее счету много возвращенных к жизни произведений искусства. Последние годы для реставраторов были особенно богаты замечательными находками и открытиями. Мы расскажем о некоторых из них.

Фотоглаз читает папирус

…На юге Румынии, недалеко от греческой крепости Каллатис, в одном погребении IV века до нашей эры археологи обнаружили папирус с загадочными письменами. Когда извлекли папирус из земли, он от соприкосновения с воздухом распался на множество кусочков, а буквы потускнели так сильно, что их не стало видно. Казалось, тайна древнего документа так и останется неразгаданной.

Однако советским реставраторам, которые были на раскопках, удалось законсервировать остатки папируса и предотвратить их дальнейшее разрушение. Папирус был спасен, но надпись оставалась непрочитанной.

Папирус привезли в Москву. Ученые перепробовали ряд способов, пытаясь прочитать угасший текст.

И вот когда стали фотографировать фрагменты папируса в невидимых человеческому глазу отраженны инфракрасных лучах, то получили отпечатки с ясно читаемыми буквами греческого алфавита. Надпись была полностью восстановлена, и румынские ученые приступили к расшифровке древнего текста. Стало ясно — правда, еще в общих чертах, — что это документ, рассказывающий об отношениях древнегреческих городов.

Фотофизический метод, к которому прибегли исследователи в случае с папирусом, успешно используется реставраторами в самых различных вариациях.

Скажем, к реставратору попала картина, имя создателя которой точно не известно. На помощь исследователю приходит ультрафиолетовый и инфракрасный глаз — во время облучения часто выявляются исчезнувшие под потемневшим лаком подписи мастеров. Так при исследовании «Портрета Агаши», взятого из частного собрания, удалось прочесть:

«Писал Левицкий».
Нередко реставратор сталкивается с такой проблемой — как вернуть первоначальный облик картине, над которой уже поработала кисть (и, может быть, не одна) тех, кто ее обновлял? Отличить многочисленные доделки от подлинных авторских участков помогает реставратору специальное фотографирование. На картину направляют пучок фильтрованных ультрафиолетовых лучей.

Лак, свинцовые, цинковые белила дают совершенно разное свечение.
Это фиксируется фотоаппаратом, и у художника в руках остается фотодокумент, в котором ясно написано, какие наслоения содержит картина.

Интересна была работа над двумя изумительными портретами русского художника XVIII века И. Вишнякова, чья живопись украшает Зимний, Петергофский, Летний и другие дворцы. Реставратор благодаря фотофизическому методу смог отчетливо прочесть на портретах темные пятна поздних грубых дополнений и неравномерные слои пленки покровного лака. Сейчас живопись талантливого портретиста освобождена от позднейших наслоений и выставлена в Рыбинском музее.

Архидиаконы под... рентгеном

…Молодой мужчина в парадном костюме и черной треуголке изображен на картине французского художника Антуана Пэна. Посетители Полтавского музея, где экспонируется портрет, вряд ли могли предполагать, что под тонким слоем живописи скрыт первоначальный вариант картины. На фотоотпечатке рентгенограммы, зафиксировавшем нижний слой, видно лицо, обрамленное густым париком. Каждый штрих, каждый нюанс творческого процесса зафиксировал рентгеновский аппарат.

Реставрационные мастерские нередко превращаются в рентгеновские кабинеты. Рентгенограмма — основа работы современного реставратора.

Живописцы часто делали на одном холсте несколько совершенно разных композиций. Рентгеновский снимок с картины художника Н. Сверчкова «Тройка» показал, что под тройкой скачущих лошадей скрыт женский портрет.

Особенно помогает рентген при восстановлении памятников древнерусской живописи. Реставраторы нередко пользуются специально сконструированной портативной рентгеноустановкой — то есть «медосмотр» производится непосредственно в музеях, соборах, — и прямо на месте отбираются вещи для реставрации.

Старые русские мастера применяли удивительно прочные, стойкие краски. Но от темноты в соборах, копоти свечей, наконец, от времени слой лака (олифы), которым обычно покрывали картины, чернел, и уже трудно было различить первоначальное изображение. В древние времена реставрировать живопись не умели, а просто приглашали случайного живописца, или, как тогда говорили, «богомаза», который поверх черной олифы писал совершенно новое изображение. Поновленная живопись со временем тоже темнела и еще раз покрывалась записью. Труд реставратора древнерусских памятников, оснащенного рентгеновской аппаратурой, подобен работе археолога. Удаляя позднейшие наслоения (как правило, очень несовершенные), он открывает первоначальную живопись, нередко исключительную по своему художественному достоинству.

Собор в Филях — известный памятник московской архитектуры XVII века. Из Покровского храма в реставрационные мастерские доставили алтарные двери с традиционным изображением архидиаконов. Некоторые специалисты считали, что первоначально лица архидиаконов передавали черты молодого Петра и одного из Нарышкиных. Ведь Филевская церковь строилась на средства князей Нарышкиных, родственников матери Петра I. Государь лично оказывал денежную помощь при сооружении собора.

Когда реставраторы приступили к исследованию филевских экспонатов, они установили, что живопись, как и предполагали художники, состоит из двух слоев, последний из которых датируется концом XVIII века. Сделали рентгенограмму предполагаемого изображения Петра — и действительно очень четко стали просматриваться черты внешности молодого царя. Когда филигранный процесс удаления тончайшего слоя поздней записи будет завершен, мы увидим самый ранний живописный портрет Петра I.

Пластмасса и помпейский петух

…На Московской реставрационной выставке большое внимание посетителей привлекала красочная помпейская мозаика с изображением петуха (I век нашей эры). Известный русский коллекционер Д. Бурылин приобрел эту мозаику в начале нашего столетия. Вставленная в пол одной из комнат Бурылинского музея (в городе Иванове), мозаика сильно пострадала от времени. В нижней части мозаики высыпались белые мраморные камешки, которые составляли фон рисунка. Реставраторы заменили потерянный мрамор акрилостирольной пластмассой, которую тонировали нитроэмалью. Сделано это столь искусно, что, вероятно, сам художник не заметил бы в своем творении никаких изменений.

Все шире и шире пользуются сегодня реставраторы пластмассами, этим универсальным и благодатным материалом, созданным химиками.

Сотрудники реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина попробовали применить пластмассы при восстановлении скульптуры.

Мастера вылепили из пластилина не достающие детали двух античных бюстов (II век н. э.). Затем, приготовив гипсовые формы, они наполнили их полиметилметакрилатным порошком и мраморной пудрой. Полуготовые детали подверглись термообработке в специальном сушильном шкафу. После этого фрагменты из пластмассы были плотно подогнаны к мрамору. В случае необходимости детали, изготовленные реставраторами, можно снять.

Химия помогает реставраторам и при работе над произведениями живописи.

...Черная доска расколота на две части. Трудно поверить, что это... живопись. Невооруженным глазом невозможно ничего рассмотреть. Реставратор ставит на темную поверхность компресс, смоченный в растворителе. Через несколько минут мастер пинцетом снимает компресс с растворенного участка лака и удаляет набухшую пленку. И, словно ожившие под его руками, загораются краски, в течение веков скрытые грубыми записями.

Подбором растворителей для каждой краски, для каждого лака занимается специальная химическая лаборатория. Проведя анализ состава краски или лака, которые нужно удалить, химики составляют необходимые растворители. Разрушив нанесенный поздним художником слой, растворитель оставляет нетронутой авторскую живопись. Иногда, применяя растворитель, реставратор не уничтожает, а виртуозно утоньшает покровную пленку, сохраняя полупрозрачную патину времени.

Картины, даты возникновения которых уходят в седую древность, нередко имеют ценные верхние слои записей. Если раньше, чтобы добраться до подлинной живописи, поздние напластования приходилось уничтожать, то теперь с помощью растворителей удается их сохранить. Размягченная компрессом пленка поздней записи заклеивается тонкой папиросной бумагой. Осторожно, сантиметр за сантиметром, острым скальпелем отделяет реставратор растворенный слой от нижнего. Отделенная пленка наклеивается на новое основание, а папиросная бумага смывается теплой водой. Эта «игра в переводные картинки» требует огромного мастерства.

Средствами современной химии — широким набором синтетических смол — пользуются художники и при реставрации сухого и мокрого дерева, известняка и гипса.

Сейчас в подмосковном музее Коломенское можно увидеть деревянную башню XVII века, привезенную из Братска. Эта башня — ровесница старого Братска. Она родилась вместе с городом и очень интересна как памятник градостроительства тех времен. Транспортировать издалека столь значительное архитектурное сооружение удалось только благодаря тому, что реставраторы еще на месте «зацементировали» башню мочевино-формальдегидной смолой.

Из десятка отдельных фрагментов, использовав поливиниловую смолу, смонтировали реставраторы русский челн XI века, найденный в Новгороде.

Особенно часто приходится восстанавливать предметы, найденные археологами. Изделия из кожи, ткани, покрытая многовековой патиной бронза, костяные предметы — каждая из находок, столетиями пролежавшая под землей, требует от реставратора «индивидуального» подхода, умелого сочетания самых разных методов «оживления».

Античные вазы, пелики, гидрии красотой форм, изысканностью рисунка снискали себе мировую славу. Но вряд ли кто из тех, кто восхищался античными вазами, выставленными в музеях, знал, что многие из них ожили лишь под руками реставраторов.

...Груда бесформенных осколков лежала перед мастером, когда он приступал к работе. 140 осколков были пропитаны специальным составом, прошли обработку высокой температурой — как говорят специалисты, термообработку, — были смонтированы и склеены. Для утраченных частиц нашли хороший химический заменитель, который тонировали поливинилацетатной краской.

И вот возникла краснофигурная пелика, которую много веков назад создали в Апулии. Сейчас она украшает стенды Хабаровского музея.

...Античную пелику из Рыбинского музея никто не разбивал. И все-таки состояние ее было катастрофическим. Соли плотной коркой покрывали тонкую живопись вазы. Как снять эту корку? Химики сделали анализ наслоений, подобрали подходящий растворитель — и смесь песка, углекислого кальция, окислов железа исчезла. А компрессы, увлажненные дистиллированной водой, впитали из пор черепка водорастворимые соли.

Если реставрация живописи, археологических находок требует ювелирной точности, что же тогда говорить о возрождении произведений графики? Хрупкий и непрочный материал — бумага — мгновенно реагирует на любую оплошность, допущенную реставраторами.

Спасение серии русских рисунков начала XIX века — большое событие в истории нашей реставрации. Эти рисунки — отличные образцы русской академической школы.

Проведя анализы темного налета, который покрывал рисунки, химики установили, что он делится на два слоя. Нижний, лежащий непосредственно на рисунке, состоит из белка и сахара, верхний — из даммарного лака. Реставраторы удалили пленку в два приема — послойно. В процессе реставрации рисунков родилось много новых приемов и способов расчистки, усовершенствовалась техника спасения графики.

Перед тем как восстанавливать картину, ветхий холст, разрушившийся от времени, дублируют, то есть наклеивают на новую ткань. Это старый и элементарный прием. Но, оказывается, и его можно усовершенствовать, используя современные материалы. Вместо обычного холста некоторые реставраторы используют стеклоткань. Получается ровная, без шероховатостей поверхность: к тому же через прозрачную стеклоткань хорошо видны надписи на тыльной стороне старого холста — факсимиле художника, имя владельца картины.

* * *
Можно было бы еще много рассказать об успехах наших реставраторов, о тайнах, которые они открыли, о шедеврах, которые они спасли для человечества.

В работе реставратора удивительно гармонично переплетаются искусство художника и поиск ученого. Нет ничего удивительного в том, что именно сегодня реставрация сделала большой шаг вперед. Ее успехи — это во многом успехи современной науки.

С. Ямщиков

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи