Живой песок, читающая рыба и другие открытия месяца

Рыба-стрелок намечает себе жертву из-под воды

Газеты и телевидение регулярно сообщают об очередных открытиях британских ученых. Описание многих звучат по меньшей мере забавно. Но у всех шуток есть второе дно. «Вокруг света» выбрал самые перспективные (с научной точки зрения) открытия месяца

Острое зрение

Что сделано?
Ученые научили рыбу-стрелка различать схожие по написанию буквы С и О. Эта рыба интересна тем, что, выныривая, сбивает струей воды изо рта низколетящих или сидящих на растениях насекомых. Ученые натренировали рыбок: плевок в букву С давал корм, плевок в О оставлял голодными.

Зачем это сделано?
Во время дрессировки буквы постепенно уменьшали, чтобы понять, когда рыбы перестанут их различать. Эксперимент поможет офтальмологам понять, что именно влияет на остроту зрения и как бороться с глазными болезнями людей

Умнеющее человечество

Что сделано?
Исследователи из Оксфордского университета смогли повысить математические способности добровольцев с помощью стимуляции мозга случайными электромагнитными шумами. Всего за пять дней эксперимента испытуемые стали решать сложные задачи на 30–40% быстрее.

Зачем это сделано?
Метод позволяет людям быстрее осваивать большие объемы информации. Возможно, мечты фантастов сбудутся, и вскоре на то, чтобы выучить чужой язык или приобрести новую специальность, потребуется не больше пары дней

Звериная депрессия

Что сделано?
Физиологи Бристольского университета научились вызывать депрессию у крыс.

Зачем это сделано?
Раньше считалось, что депрессия свойственна только таким высокоорганизованным существам, как человек. Это, конечно, льстит самолюбию людей, но затрудняет испытание лекарств. До сих пор непонятно, почему при схожих симптомах для одного пациента схема лечения депрессии оказывается эффективной, а для другого нет. Появление страдающих депрессией крыс поможет в разработке новых лекарственных препаратов от депрессии

А в это время… японские химики создали «наноскафандр». Тончайшая пленка защищает от сильного электромагнитного излучения, являющегося одной из причин возникновения рака.
Американские медики вылечили мышей-наркоманов. Возможно, вакцина сможет нейтрализовать действие героина и у человека.
Немецкие и швейцарские физиологи открыли, что можно лечить щекоткой — она возбуждает в мозге центр боли, а не удовольствия. Это активизирует механизмы, регулирующие внутреннюю среду организма.

Фото: UNIVERSITY OF BRISTOL, DIOMEDIA

Неживая клетка

Что сделано?
Ученые Бристольского университета смогли сконструировать работающую модель живой клетки , используя для этого песок. Точнее, его основной компонент — оксид кремния. Созданная клетка выглядит так же, как живая, но может выдерживать давление и воздействие высоких температур, губительно влияющих на микроорганизмы.

Зачем это сделано?