Австрия и Россия, март 1913 года

Австрия и Россия, март 1913 года

Австрия

Скандалом закончился концерт Арнольда Шёнберга в Вене. Публика не приняла экспрессиониста

Россия

Владимир Маяковский со скандалом выступил в Петербурге на публичном диспуте о новейшей русской литературе

«Новая венская школа»: композиторы, испытавшие влияние новой музыкальной эстетики Арнольда Шёнберга (за фортепьяно) — Берг, Веберн и Эйслер

Владимир Маяковский (в центре) среди футуристов: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых. 1911–1913 годы

В 1913 году австрийскому композитору Арнольду Шёнбергу исполнилось тридцать девять. Долгий путь на венский Парнас был уже пройден: написаны «Пеллеас и Мелизанда», Второй струнный квартет и «Лунный Пьеро». Уже было признание со стороны Густава Малера и Рихарда Штрауса. В феврале 1913 года Шёнберг сорвал море оваций после исполнения в Вене «Песен Гурре». Кульминацией вечера стало награждение автора и исполнителя лавровым венком. Но настроения публики переменчивы. Спустя месяц, 31 марта 1913 года, Шёнберг в Венской опере давал новый концерт. Помимо своей Камерной симфонии № 1, написанной в новом стиле экспрессионизма, музыкант решил исполнить произведения и товарищей по новому направлению: Альбана Берга, Антона Веберна и Александера фон Цемлинского. Реакция зала была неожиданна. Во время исполнения музыки Веберна начались свист, крики, хлопанья дверями, в оркестр полетели программки… На балконе случилась потасовка между сторонниками и противниками новой музыки. Наконец зал призвали к порядку. Музыка фон Цемлинского вроде бы всех примирила, но с Бергом тоже случился конфуз. Драка на балконе возобновилась. Шёнберг пригрозил вызвать полицию. Начали играть Малера — кумира венцев, но публику было уже не унять. В конце концов, все-таки пришлось звать стражей порядка. Концерт был сорван.

В марте 1913 года в Петербурге вышел сборник стихов молодых поэтов — «Требник троих». Среди авторов был и Владимир Маяковский. Сперва публика спокойно приняла молодого сочинителя — известного любителя скандалов. «Судя по этим стихам, — писали газеты, — эпатаж не интересует больше сильного, хотя невыработавшегося поэта». Как они заблуждались! Уже 24 марта Маяковский выступал в Петербурге в Троицком театре на публичном диспуте о новейшей русской литературе с докладом «Пришедший сам». Маяковский, одетый в горохового цвета пальто поверх оранжевой майки, назвал себя «кубистом в слове» и в пух и прах разгромил современную литературу: «Бальмонт — парфюмерная фабрика, Блок, Брюсов, Гумилевы... слащавы, фальшивы, крикливы. Разве произведения «гробокопателя» Сологуба, пугала Андреева могут вселить в вас любовь к жизни? <…> Мы зовем вас к современности, жить клокочущей жизнью города, скрежетом рельсов, таять в дыханье полей, прыгать, смеяться…» Прочитав несколько стихотворений своих оппонентов, Маяковский занялся декламацией собственных произведений из «Требника троих». Публика закипела: «Долой! Невоспитанный тип, да как он может! Кого мы пускаем на сцену!» «Я не жду от вас ничего, кроме издевательства, — гордо заявил Маяковский, — но ваши насмешки и ваши крики могут мне только доставить радость сладострастия быть освистанным».

Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM.RU, РИА “НОВОСТИ”
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи