Забористый текст

Забористый текст

Искусство граффити зародилось в маргинальных районах американских городов. Постепенно оно вышло на свет — и вот уже экспонируется в галереях

Одним из основателей искусства граффити считается молодой нью-йоркский курьер Таки из 1960-х. Перемещаясь по городу из офиса в офис, Таки принялся писать свой никнейм на стенах и в вагонах метрополитена. Себе он выбрал роспись, тег, Taki 183, составленную из его имени (Таки — сокр. от греч. Деметриус, Деметраки) и номера улицы, на которой он жил в районе Вашингтон-Хайтс. 21 июля 1971 года в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья Taki 183 Spawns Pen Pals («Taki 183 вызвал волну последователей»), после прочтения которой сотни тинейджеров начали писать свои имена по всему Нью-Йорку. Вскоре жанр граффити влился в субкультуру хип-хопа, в которой искусство бомбинга (бомбежка — жаргонное название незаконной росписи) считалось столь же важным занятием, как и рэп с брейк-дансом.

Искусство граффити прошло замысловатый путь от простого способа разграничить территорию между районными группировками в конце 1970-х до высокохудожественных образцов, выставляемых в галереях в 1980-х. В 1970-х даже шла настоящая война стилей.

Среди граффитчиков встречаются люди различного склада, которые по-разному кодируют свои теги-послания. Речь идет о типах шрифтов, которые художники, райтеры, выбирают, выводя свои росписи. Уже давно стало модным анализировать произведения искусства с точки зрения разных психологических теорий. Конечно, на первом месте стоит психоанализ, но и отечественным клиницистам есть что предложить в ответ. Представим себе, что сказал бы о граффити отец русской школы психиатрии Петр Ганнушкин.

Blockbusters («блокбастерс»). Уже один вид букв этого стиля вызывает ощущение давления, подчинения и регламентации. В общем, Blockbusters — это шрифт для тех, кто уважает силу. Неслучайно этим почерком пользовались в Лос-Анджелесе и других городах бандитские группы, маркируя границы своей территории. Для райтеров, склонных к авторитарности, это неплохое средство для снятия внутреннего напряжения. Часто в работе над тегом в стиле Blockbusters принимают участие целые команды во главе со своим лидером.
Bubble («пузырь»). Такой стиль по душе людям сангвинического склада, тем, кто умеет ценить жизнь и наслаждаться ею. По-другому этот тип характера еще называют синтонным (от греческого syntonia — «согласованность», «созвучность»). Ходит байка, что райтеры, придумавшие стиль Bubble, были людьми, так сказать, в теле, и роспись свою стилизовали под пухлый воздушный шарик, запомнившийся с детства. Сангвиники — это чувственные материалисты, живущие ощущениями и наслаждениями от телесных контактов с желаемым (еда, секс). Это касается и граффити: тот, кто пользуется стилем Bubble, чувствует в себе влечение к девственной чистоте стены . Он активно входит с ней в материальный контакт с помощью красок.
Wild style («дикий стиль») используют те, чей характер можно назвать аутистическим (не путать с аутизмом — психическим заболеванием). Это люди, углубленные в недра своей души и потерявшие чувство реальности. Зачастую они ведут себя странно. Их граффити сложны и запутаны, но в этом суть дела: райтер создает тег-иероглиф, который надо разгадать.
Character («характер»). Для людей с характером психастеника (от греческого psychastenia — «душевная слабость») этот стиль подходит более всего. Психастеники — люди всегда смущенные, погруженные в свой комплекс неполноценности и стеснительность. Поэтому и буквы Character так скромно , наезжая друг на друга, ютятся на стене. При этом психастеники — люди с юмором, и они всегда оставляют место для небольшой шутки. Например, рисуют что-нибудь между буквами: фигуру из комикса или только ее часть, узнаваемую в среде райтеров.
Messian style («мессия»). «Мессию» предпочитают райтеры с педантичным складом характера. Их интересует только внешний порядок до пылинки. Эта скрупулезность нередко перерождается в ритуальные навязчивости — ананказмы (от имени Ананке — древнегреческой богини судьбы). Постоянными повторами (например, многократным мытьем рук) или навязчивыми приметами (например, стремлением не наступать на дорожные люки) ананкасты компенсируют присущую им от рождения легкую тревожность. Это хорошо заметно в Messian style: здесь буквы выглядят многослойными, несколько раз повторенными прорисовками, чтобы граффитчик уж заявил о себе наверняка.
FX или 3D style («объемный стиль») практикуется райтерами с демонстративным характером — истериками. Они питают слабость к изящным, объемным и свободно раскинувшимся затейливым крупным буквам. Истериками Ганнушкин называет людей, которые увлеченно позируют, стремясь привлечь внимание, утешающее их врожденное болезненное честолюбие. В ход идут любые средства — от простой демонстративности до изящной литературы (например, Бунин, Фет). Искусство граффити для истериков неплохое психотерапевтическое средство, чтобы компенсировать негативные переживания.
Throw up («спешно набросать») — самый простенький граффитистиль. Им рисуют бомберы — граффитчики-экстремалы. В их задачу входит быстро написать тег и вовремя унести ноги. Поэтому и буквы такие незамысловатые выходят. Среди бобмеровмаргиналов нередко попадаются астеники — подростки с диагнозом «юношеская астеническая несостоятельность». Они ленивы, утомляемы и не способны на чем-либо сосредоточиться надолго. Им нужен сам процесс: скорость и чистый адреналин без «декора».

 
# Вопрос-Ответ