Страна победивших иллюзий

Страна победивших иллюзий

Большинство декораций созданы с помощью компьютерной графики

В марте в прокат выходит фильм студии DISNEY «Оз: великий и ужасный». Корреспондент «Вокруг света», побывавшая на съемочной площадке, предлагает оценить работу иллюзионистов от кино

В ангаре номер семь холодно — за его тонкими алюминиевыми стенами лютует декабрь. Начало зимы в Мичигане выдалось снежное и ветреное, с пригоршнями колючих льдинок в лицо и вьюгой, пробирающей до костей. Даже внутри ангара люди не снимают пуховых пальто; от стаканчиков с горячим кофе валит пар. Зато в Волшебной Стране Оз царит вечное лето. Зеленые кроны могучих деревьев устремляются в лазурное небо. Пурпурные стволы увиты белыми цветами. Золотые птицы парят над рокочущим водопадом. Вдоль дороги из желтого кирпича кивают головками алые маки. Красочная страна пока существует только в замысле. В виде эскизов она разместилась на десятках компьютерных мониторов в углу ангара. Кусочки Страны спрятались в разложенных на бетонном полу черных щупальцах кабелей, в мотках проводов, ведущих к телекамерам, в ярких софитах, освещающих просторный ангар.

«Оз: великий и ужасный», который снимается в городе Понтиак, рядом с Детройтом, в ангарах бывшего автомобильного завода компании «Дженерал моторс», зрители увидят в марте 2013-го. Сегодня, в декабре 2011-го, на 104-й день съемок, работа над фильмом не завершена еще и наполовину.

Слева: Колдуньи Эванора (слева) и Теодора в исполнении Рейчел Вайс и Милы Кунис
Справа: Есть в картине и рисованные персонажи
В некоторых сценах вместе с настоящими актерами в фильме задействованы куклы: Джеймс Франко и фарфоровая девочка-марионетка
Фото: WDSSPR (x4)

В павильоне главенствует один цвет — синий. Он основа технологии «хромакей» (chroma key), по которой снимается большая часть фильма. Синий фон легко отделяется от основного изображения, позволяя при монтаже совместить несколько картинок в одну. Из-за цвета члены съемочной группы даже называют седьмой ангар «аквариумом». Синим затянуты стены, на полу лежит синий ковролин, за синими занавесями прячется небольшой подъемный кран «Кондор». Бутафоры в синих трико укладывают синие маты на металлические конструкции на колесах. Из этих нехитрых железных тележек и пружинящих тюфяков собираются «декорации»: положенные друг на друга маты образуют то дворец, то тропинку, то гору.

Совсем иначе выглядит соседний ангар, изображающий тронный зал Изумрудного дворца, где снимается заключительная сцена фильма. Мраморные ступени сделаны из МДФ-панелей, изумруды — из пластика, трон — из деревянных брусков, оконные рамы — из пенопласта, выкрашенного под золото. На строительство ушло четыре месяца. «За это время можно возвести несколько настоящих домов, — признается плотник Сергей Мазуров. — Тем жальче потом разбирать». 46-летний Сергей работает с декорациями уже 11 лет. Он попал в Голливуд вскоре после переезда из Ташкента. На его счету съемочные площадки к фильмам «Человек-паук», «Миссия невыполнима» и десятку других. Помимо монтировщика сцены Сергея на съемках заняты четыре сотни рабочих — от сварщиков до маляров. В восьми ангарах снимается 24 сцены, так что в некоторых павильонах декорации уже поменяли по несколько раз. И это притом что более половины фильма снимают в «аквариуме». Таков был выбор Сэма Рейми, когда ему предложили взяться за экранизацию: «Шестьдесят процентов съемок в синем «аквариуме» и сорок — в декорациях. И на сто процентов в павильоне, — говорит режиссер.— Ни дня на улице. Конечно, я бы мог проложить дорогу из желтого кирпича где-нибудь по зеленым холмам Ирландии, но это сделало бы Волшебную Страну реальной. А мне хотелось этого избежать. Кроме того, такой подход не соответствовал бы духу старого фильма».

Слева: Кадр из фильма 1925 года «Волшебник из Страны Оз»: в роли Страшилы режиссер фильма Ларри Симон
Справа:  Кадр из фильма 1939 года «Волшебник из Страны Оз»: в ролях Джек Хейли (Железный Дровосек), Рей Болгер (Страшила) и Джуди Гарленд (Дороти )
Фото: THE PICTURE DESK/AFP/EAST NEWS (X2), PHOTO12/AFP/EAST NEWS, WDSSPR

Сохранить дух картины 1939 года «Волшебник из Страны Оз» с Джуди Гарленд — одна из главный задач Рейми. У него будут строгие критики — несколько поколений поклонников этого фильма. Библиотека Конгресса (США) называет «Волшебника из Страны Оз» самой популярной кинокартиной всех времен. Пятидесятилетние ровесники Рейми вспоминают, как детьми в ужасе закрывали глаза в самый пугающий момент — похищение стаей Летучих Обезьян песика Тотошки. «Из-за такой популярности мне было вдвойне страшно браться за проект», — признается Рейми, который уже снял «Зловещих мертвецов» и все три фильма о Человеке-пауке. Сценарий нового фильма создал Митчелл Капнер, который, изучив 14 книжек Фрэнка Баума, по кусочкам реконструировал историю Оскара Диггса по прозвищу Оз. «Это Оз за двадцать лет до встречи с Дороти, до того как он подарил Железному Дровосеку сердце, Страшиле — мозги, а Трусливому Льву — храбрость, — говорит Джеймс Франко, исполняющий главную роль. — Оз, которому предстоит пройти путь от самолюбивого эгоиста до альтруиста, узнать, что такое самопожертвование и дружба, а также изведать множество настоящих опасностей».

В руке у Джеймса Франко саквояж, на голове цилиндр. Его партнерша Мила Кунис — волшебница Теодора — занята в другой сцене, и сейчас ее роль исполняет дублерша. Широкополая бордовая шляпа полностью закрывает лицо актрисы. Два актера, взявшись за руки, бегут по расстеленным тюфякам вперед. На мониторе синие маты превращаются в дорогу из желтого кирпича. Актеры останавливаются, когда маты упираются в стену. На мониторе стена становится бездонной пропастью.

Приключения двадцать лет назад

Сценарист Митчелл Капнер по сочинениям Фрэнка Баума реконструировал историю Оскара Диггса по прозвищу Оз. Зрители нового фильма увидят, как карточный шулер и цирковой фокусник Диггс на воздушном шаре случайно попадает из Канзаса в Волшебную Страну. Там ему предстоит доказать трем колдуньям — Глинде, Теодоре и Эваноре, что он сам волшебник, причем даже более могущественный, чем они.

Мишель Уильямс в роли волшебницы Глинды

Основу придуманного Капнером сюжета составляет любовная интрига. Попав в Волшебную Страну, легкомысленный Оз влюбляет в себя юную Теодору (роль исполняет Мила Кунис), но вскоре бросает ее ради волшебницы Глинды (Мишель Уильямс). Сестра Теодоры, злая колдунья Эванора (в исполнении Рейчел Вайс), дает девушке волшебное яблоко, которое лечит боль ее разбитого сердца, но превращает ее в безжалостную ведьму. В союзе с сестрой Теодора стремится уничтожить Оза. Колдуньям противостоят добрая фея Глинда и жители Волшебной Страны — Мигуны и Жевуны .

«Увеличьте скорость в два раза!» — командует режиссер операторам за компьютерными экранами. Две фигурки на мониторах ускоряются. Актеры же замирают перед «пропастью». Сейчас они будут прыгать. Рабочий, замотанный в синее от пяток до макушки, на животе подползает к краю «пропасти», поправляя мат. Единственный элемент действительности в этом виртуальном синем мире — спиленные ветви настоящих деревьев, привязанные под потолком перед софитами, — для создания реалистичных теней. На улице декабрь, поэтому ветви с зелеными листьями на съемочную площадку самолетом доставляют из Флориды. 

До завершения съемок «Оза» сегодня, 14 декабря 2011-го, еще неделя. Но не сделана даже половина работы. После того как 12 000 костюмов увезут на голливудские склады, а армию Жевунов из 46 карликов-статистов распустят по домам, наступит очередь графических дизайнеров — почти год они будут рисовать сказочный мир. Это невероятно долго даже для проекта такого размаха. «Создавать иллюзию нужно кропотливо, хотя делать это становится все легче», — признается Скотт Стакдайк, директор по визуальным эффектам. «Основная трудность этого фильма — полностью воображаемый мир, — считает Скотт. — Необходимо учитывать огромное количество придуманных элементов». Одно дело — сфотографировать реальный Нью-Йорк и потом скомбинировать его с героями, как было сделано для «Человекапаука», и совсем другое — добиться, чтобы нарисованные горы Волшебной Страны совпали с анимацией Летучих Обезьян, эскизами домиков Жевунов и бутафорским воздушным шаром Оза. Не говоря уже о фарфоровой девочке.

Фарфоровая девочка — неслыханное техническое решение и предмет постоянного спора между графическими дизайнерами. Им предстоит скомбинировать в одно целое нарисованного компьютерного героя и... реальную марионетку! «Папа» 45-сантиметровой «девочки», кукловод Филлип Хубер, собрал ее из деревянных частей — для реальной марионетки фарфор оказался слишком тяжелым материалом. Два десятка нитей, привязанных к рукам, ногам и векам куклы, позволяют имитировать жесты и сложную мимику: испуг, веселье, даже хитрость. Филлип Хубер — техничный кукловод, посвятивший этому редкому искусству сорок лет. Когда марионетка в обиде подносит тонкую ручку к лицу, она выглядит как живая.

Трудно ли актерам работать в выдуманном пространстве? «Приходится включать воображение и приспосабливаться», — говорит Мишель Уильямс, исполнительница роли Глинды, доброй волшебницы и возлюбленной Оза. По площадке постоянно передвигается огромное количество людей, напрямую не занятых в сцене. Невозможно не обращать на это внимания. «Я говорю себе: вот этот — злой карлик с горбом, у этого — крылья, у этого — восемь рук, и тогда игра идет лучше». С короны феи Глинды на лоб свешивается ромбик «бриллианта». Когда она кивает головой, он, гипнотизируя, кивает в такт. Кажется, что актриса вошла на площадку вместе с пятном света. «Мне нравится, как на меня смотрят малыши, когда я иду по площадке, — улыбается Мишель. — Они ожидают от меня настоящего чуда».

Все тот же синий ангар. Снимают финальную битву Глинды и Эваноры в воздухе. На синих мониторах пока ничего не происходит. Оператору скучно. Он проверяет почту, потом читает фейсбук. Оказывается, кино — скучный бизнес! 90% времени занимает ожидание: пока придет актриса, пока подготовят камеры, пока закрепят страховочный конец и поднимут Мишель Уильямс в воздух. На поясе у акт рисы обруч, который помогает ей крутиться вокруг своей оси. При монтаже обруч «сотрут». Мишель чуть более испугана, чем час назад была ее дублерша-каскадер. На площадку заглядывает Джеймс Франко. После 12 часов съемок он порядком устал. Актер, играющий иллюзиониста, который притворяется волшебником, в иллюзорном пространстве кино. У кого хочешь голова пойдет кругом. Но только не у Франко. «На площадке возможно практически все. Летать, сражаться, умирать и воскресать. Поэтому мне очень нравится быть частью большого миража кино», — говорит он. «Не обращайте внимания на этого человека за занавесом!» — восклицает в старом фильме Оз на грани разоблачения. Страшила отдергивает штору и вместо великана Оза, великого и ужасного, видит лысеющего человека, дергающего за рычаги. «Не обращайте на него внимания!» — повторяет Оз, тщетно пытаясь скрыться за занавеской. Возможно, и нам не стоит отдергивать занавес великой иллюзии — ведь обманываться бывает так приятно. 

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи