В параметрической клетке

НА ГРАНИ ВОЗМОЖНОГО:
НАУКА ВЫЖИВАНИЯ
Фрэнсис Эшкрофт
М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 434 с.
Перевод Марии Десятовой

Автор этой книги, профессор оксфордского университета, на личном опыте изучил пределы физиологических возможностей человека

Думаете, вы свободны? Нет, как и все мы, вы проведете всю жизнь в клетке параметрического пространства, по осям которого отложены характеристики окружающей среды: температура, давление, кислотность, сила тяжести и другие. Но даже эту крошечную параметрическую клетку мало кто обследует целиком — большинство из нас держится комфортной золотой середины. Книга профессора физиологии Фрэнсис Эшкрофт — это путеводитель по окраинам зоны жизни. На некоторых рубежах автор побывала сама. Так, она перенесла горную болезнь с галлюцинациями при рискованном восхождении на Килиманджаро (5895 м) без акклиматизации. Зарисовки о подобном личном опыте Эшкрофт предпосылает энциклопедическому разбору пределов возможного для человека.

Первые две главы книги посвящены низкому и высокому давлению, следующие — высокой и низкой температуре. Пятая глава касается предела физических сил  и энергетики биологических систем. Все это рассматривается не только применительно к человеку, но и к другим животным, и сопровождается анатомическими, физическими, химическими объяснениями проблем, с которыми сталкиваются организмы у границ своих возможностей. Почему, например, кислородная маска не поможет пилоту на высоте 20 км? Оказывается, атмосферное давление здесь ниже давления водяных паров в легких, и вдохнуть воздух просто невозможно.

Затем Фрэнсис Эшкрофт вполне закономерно обращает взгляд к космосу — «самой враждебной для человека среде». Предельные перегрузки, невесомость, космическая радиация, разгерметизация — все это рассматривается на примерах из российской и американской авиакосмических программ. И тут замечаешь, что книга кое в чем устарела: английский оригинал вышел в 2000 году, когда, например, еще существовала закрытая ныне программа космических шаттлов.

Особняком стоит завершающая глава, где автор расстается с антропоцентризмом и обращается к феномену жизни в целом. Мы встречаемся с археями, живущими в бескислородной среде при температуре до 100 °C и выше, с обитателями «черных курильщиков» на океанском дне, с животными, выдерживающими глубокую заморозку, с бактериями, живущими в кислоте, например в желудочной, с «адской бактерией», обнаруженной в горных породах на километровых глубинах.

И все же один важный рубеж в книге не упомянут. Это интеллектуальный рубеж — способность человека справляться с вызовами технологической цивилизации, основанной на той самой науке, с позиций которой и написана книга Фрэнсис Эшкрофт.