Германия и Швеция, декабрь 1912 года

Германия и Швеция, декабрь 1912 года

Германия

На воду спущена немецкая подводная лодка U-20, затопившая гражданский лайнер «Лузитания»

Швеция

В Швеции заложен новый броненосец «Свейре», средства на строительство собирали всем народом

На этой фотографии времен Первой мировой войны «морские дьяволы» — немецкие подводники — позируют на капитанском мостике субмарины

Король Швеции Густав V и президент Финляндии Лаури Реландер. Эти страны вплоть до середины XX века испытывали давление со стороны великих держав

8 декабря в Данциге была спущенная на воду новая немецкая подводная лодка U-20. В отличие от более ранних субмарин на ней стояли не керосиновые двигатели, а дизели, что увеличивало скорость и позволяло экономить топливо, а в четырех боевых шахтах ждали своей очереди новые 500-миллиметровые торпеды. Во время Первой мировой войны лодка патрулировала сектор на юге британских территориальных вод. 7 мая 1915 года U-20 под командованием капитана Вальтера Швигера находилась на поверхности у южного побережья Ирландии. Вдруг на горизонте появилось серое пятно. Сначала его приняли за английские эсминцы, но вскоре стало понятно, что это гражданский пароход. Немцам шел в руки лайнер «Лузитания» — знаменитый в свое время пароход, настоящий «плавучий дворец», следовавший из Нью-Йорка в Ливерпуль. Недолго думая Швигер ушел под воду и приготовился к атаке. Первая же торпеда попала в цель. Последовавший взрыв, по словам очевидцев, оказался загадочным образом в два раза мощнее, чем смогла бы произвести одна торпеда. «Лузитания» затонула за 18 минут. До сих пор спорят: был ли второй взрыв произведен второй пущенной торпедой либо же сдетонировали боеприпасы, тайно провозившиеся на корабле. Позже капитан Швигер потопит еще один лайнер — «Хеспериэн», а сама U-20 погибнет 4 ноября 1916 года: она села на мель у берегов Дании и была затоплена экипажем.

Что стране нужен новый броненосец, шведы поняли еще в начале 1900-х: бряцание оружием великих держав вынуждало вооружаться и мирные страны. Требовался корабль, способный отразить атаку судов противника с надеждой на победу, тем более мощный, что противостоять планировалось Германии и России. Проект нового корабля разработали к 1909 году. Это была громадина водоизмещением в 7000 тонн, вооруженная четырьмя орудиями калибра 283 миллиметра. Корабль оснастили новыми паровыми турбинами, которые могли развивать хорошую скорость. В конце 1911 года парламент высказался в поддержку этого проекта. Но премьер-министр Карл Стааф выступил против, утверждая, что Швеция — сугубо мирная страна. Окончательное решение отложили. Однако уже год спустя в Северном море активно курсировали английская и немецкая эскадры, готовые в любой момент вступить между собой в бой. Это настолько испугало шведов, что в стране при поддержке короля Густава V был создан общественный фонд, который за три месяца собрал 11 миллионов крон, необходимых для постройки броненосца. Карл Стааф подал в отставку. Корабль заложили в декабре 1912 года, назвав «Швецией» («Свейре») в честь всего шведского народа. 1915 году «Швеция» была спущена на воду. Ни в одном сражении корабль не участвовал, но простоял на страже шведских границ до 1953 года.

Фото:  DIOMEDIA, GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи