Талантливое большинство

Талантливое большинство

Образование против таланта 
Кен Робинсон 
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 336 c. 
Перевод Натальи Макаровой

Современная система образования устарела. она продолжает готовить исполнителей, подавляя естественную склонность к творчеству

Таков основной посыл книги сэра Кена Робинсона, человека, сделавшего блестящую карьеру в критикуемой им системе образования. Он стал лидером мнений и консультантом правительств на четырех континентах. Но, несмотря на многообещающее название книги, автор сразу признается, что намерен лишь диагностировать проблему и убедить читателя в ее серьезности. Готовых же рецептов разрешения данного конфликта у него нет, а на обсуждение возможных путей выхода из кризиса отведена только небольшая заключительная глава. 

По мнению Робинсона, в современном быстро меняющемся мире для жизненного успеха необходим творческий подход, готовность менять сферы деятельности, интуитивно схватывая новые знания и идеи. Но существующая ныне система массового образования не подходит для развития творческих способностей. Ведь веками она выстраивалась под решение другой проблемы — дефицита квалифицированных исполнителей. Автор предпринимает подробный экскурс в историю образования. Он, правда, удивительным образом избегает рассказа о системе Коменского, заложившей основы современного классно-урочного метода, и о ее альтернативах вроде вальдорфских школ и монтессори-педагогики. Зато много внимания уделено малоизвестным у нас системам образования Англии и США. 

Два тезиса пронизывают всю книгу. Первый — надо перестать считать творчество уделом избранных, особо одаренных людей. Второй — образование надо избавить от перекоса в сторону академических предметов, имеющих дело «со словами и цифрами», которые неоправданно, по мнению автора, доминируют в учебном процессе. Ведь талант чаще проявляется в других сферах — искусстве, спорте, организаторской деятельности и т. п. Ему нет места в классно-урочном учебном процессе. В результате молодые люди все чаще бросают учебу, причем мотив оказывается общим и для гениев, и для потенциальных преступников — невыносимая скука и невозможность самореализации. 

Творчеством могут заниматься практически все, настаивает Робинсон, и приводит впечатляющие примеры вроде британской танцевальной студии, которая успешно реабилитирует малолетних преступников. 

Но как переориентировать систему образования с академизма на творчество? На этом месте, как и обещал автор, его мысль останавливается. В ход идут и примеры конкретных альтернативных школ и общие рассуждения о необходимости уравнять значимость творческих и научных предметов. То есть все то, что и ожидаешь услышать от неглупого… чиновника. И поэтому кажется, что, несмотря на верный диагноз, за рецептом мы обратились не совсем по адресу.

 
# Вопрос-Ответ