Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Попутного ветра: 25 вещей, которые надо знать о хождении под парусом

Краткий гид для будущих и начинающих яхтсменов

Многочисленные паруса разных форм и размеров на каравеллах или клиперах поражают воображение непосвященного. Но основные принципы устройства парусников можно без труда понять на примере современной яхты.

Попутного ветра: 25 вещей, которые надо знать о хождении под парусом
Источник:
Zoonar GmbH / Alamy via Legion Media

Сегодня все яхты оборудованы мотором или мотором и парусами. Среди парусных яхт особенно распространены одномачтовые, поскольку управлять ими проще. На одномачтовой яхте обычно устанавливают два паруса, что повышает скорость и маневренность судна. Лодки с одним парусом чаще используют при обучении.

Как устроена яхта

Попутного ветра: 25 вещей, которые надо знать о хождении под парусом

1. Корпус — основная несущая конструкция судна.

2. Киль — балка, идущая посредине днища, обеспечивает продольную прочность судна.

3. Балласт прикрепляется к килю, помогая судну противостоять крену. Он возвращает яхту к равновесию практически из любого положения. Чтобы сохранять остойчивость при сильном крене, яхта должна быть герметичной, поэтому при волнении на море все люки и иллюминаторы задраивают.

Чем ровнее идет яхта, тем большую силу тяги можно получить в парусах. Поэтому в яхтенном спорте, где важна быстрота хода, экипаж нередко помогает откренивать яхту, оседлав край задранного над водой борта. Но не все яхты оснащены килевым балластом: катамараны, например, его не имеют и в случае критического наклона не смогут восстановить равновесие.

4. Гребной винт — движитель яхты, который вращается мотором.

5. Перо руля — действующая часть руля, на который передаются движения штурвала.

6. Мачта — вертикальная конструкция, несущая грот.

7. Грот — основной парус судна.

8. Стоячий такелаж — тросы из нержавеющей стали, которые удерживают мачту в вертикальном положении.

9. Стаксель — передний (вспомогательный) парус — крепится верхним углом к мачте, нижними к носу и борту. Крепление к борту подвижное для изменения формы паруса.

10. Гик — горизонтальная балка, к которой прикреплен грот. Грот может скользить по гику, меняя свою форму и площадь.

Работа парусов

Когда подняты оба паруса, стаксель направляет поток воздуха на грот. Но яхта может идти и под каждым из парусов отдельно. При встречном ветре парус действует подобно самолетному крылу: на его внешней стороне давление воздуха падает, а на внутренней растет, и эта разница давлений тянет судно. При попутном ветре парус сопротивляется набегающему потоку воздуха, и эта сила сопротивления толкает его вперед.

Попутного ветра: 25 вещей, которые надо знать о хождении под парусом

11. Погон гика-шкота — металлические салазки, предназначенные для тонкой настройки положения гика и его закрепления.

12-13 Закрутки и шкоты. Яхтсмен управляет парусами при помощи канатов: закрутками сматывает и разматывает их, шкотами меняет форму в зависимости от силы и направления ветра. Если ветер силен, шкипер может «брать рифы», то есть уменьшать площадь паруса, тем самым снижая скорость яхты и уменьшая ее крен.

Можно и полностью убрать парус в грот (внутри мачта полая), отпустив грота-шкот и потянув на себя закрутку. При слабом попутном ветре требуется создать парусу «пузо»: не трогая закрутку, притянуть угол паруса ближе к мачте, чтобы он выгнулся под ветром. При сильных попутных ветрах парус делают плоским.

14. Лебедки. Человеку может не хватить сил, чтобы натянуть паруса вручную до нужного предела. В этом ему помогают несколько лебедок, установленных на палубе.

15. Штурвал служит для придания яхте нужного направления. Вращение от него передается на перо руля, которое поворачивает движущееся судно на требуемый угол.

16. Нактоуз — место, где расположены навигационные приборы и передаточный механизм от штурвала к перу руля.

17. Люки для вентиляции и освещения дневным светом внутренних помещений яхты.

18. Люк для входа в кубрик (жилое помещение для команды).

19. Корма со съемной или откидной задней панелью, которая после швартовки превращается в трап.

20. Место для крепления якоря. Форму якоря выбирают в зависимости от типа дна. На илистом дне хорошо держит якорь-плуг, зарывающийся в грунт, на каменистом удобен рифовый якорь, цепляющийся, как раскрытый зонтик, за расщелины в скалах.

Ход под рангоутом

В шторм лодку швыряет из стороны в сторону, ветер разворачивает ее корпусом к волнам. Ударяясь в борт, волны могут опрокинуть судно и сломать мачту о поверхность воды. С приближением шторма паруса убирают. Тогда говорят, что оно идет под рангоутом (рангоутом называются деревянные или металлические детали вооружения судов, парус в их число не входит). При швартовке в тесных бухтах, когда лодка двигается среди других яхт, паруса тоже убирают: маневрировать под мотором проще, чем под парусами.

Ход на моторе

Двигаясь при помощи мотора, лодка создает встречный ветер — «вымпельный». Как и в случае истинного встречного ветра, в парусах может возникнуть тяга, которая немного увеличит скорость.

Карта ветров

Попутного ветра: 25 вещей, которые надо знать о хождении под парусом

21. Фордевинд — кормовой ветер. Он не всегда выгоден, поскольку создает волны, бьющие в широкую корму, так что рулевому приходится постоянно бороться с рысканьем. Рыскание — свойство судна произвольно уклоняться в ту или другую сторону от курса.

22. Бакштаг — ветер, дующий сзади под углом. Ключевую роль при этом играет сопротивление паруса. «Упираясь» в него, ветер толкает судно.

23. Галфвинд дует в борт. Ветер, создаваемый при движении самой яхтой, складывается с истинным ветром на море. Таким образом паруса настраиваются не на перпендикулярный поток, а на фактический, который заходит с более острого угла со стороны носа.

24. Бейдевинд — ветер с носа под острым углом. При бейдевинде нагляднее всего демонстрируется работа паруса как самолетного крыла.

25. «Мертвая зона» — Ветер дует прямо в нос, парус начинает «заполаскивать», то есть трепать. Аэродинамическая сила снижается, уступая силе сопротивления. Этим пользуются для постановки парусов, поскольку здесь не требуется бороться с ветром.

В положении «левентик» (носом к ветру) яхта останавливается, и ее может начать сносить. Для достижения цели, расположенной на ветру, яхта движется зигзагами, максимально острыми курсами к ветру, сначала одним бортом, затем другим. В результате, пусть и с потерей времени, яхта фактически идет против ветра, то есть галсами.

Экипировка

Обувь на прочной резиновой подошве не даст поскользнуться на мокрой палубе и защитит от креплений и лебедок под ногами. Яхтсмену часто приходится проворно передвигаться по палубе, например, при швартовке, когда он должен быстро растянуть яхту на канатах у пирса.

Перчатки с открытыми большим и указательным пальцами защитят руки яхтсмена при работе с веревками и позволят ему быстро сплести необходимый морской узел.

Иллюстрации: Эльдар Закиров

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2012, частично обновлен в январе 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения