Куда девать излишки ума

Куда девать излишки ума

ВКЛЮЧИ МОЗГИ, ИЛИ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА
Клэй Ширки
М.: Карьера Пресс, 2012. 276 с.
Перевод Дмитрия Стороженко
Фото:

Эта книга — нечто среднее между социологическим эссе и отеческим наставлением создателям интернет-проектов 

XX век принес нам 8-часовой рабочий день, а с ним и невиданное прежде количество свободного времени. Но одновременно появился и его пожиратель — телевидение. Времени, потраченного на просмотр телесериалов, хватило бы на создание двух тысяч проектов масштаба «Википедии», пишет Клэй Ширки. Триллионы человеко-часов досуга, когда сознание людей не занято заботами о хлебе насущном, по его словам, — когнитивный избыток. С помощью подобного колоссального ресурса можно изменить лицо цивилизации. И поможет в этом интернет.

Анализируя особенности социального поведения в относительно молодой виртуальной среде, автор по ходу изложения обращается к истории Англии, возникновению импрессионизма, психологическим экспериментам второй половины XX века. Одним из важных социопсихологических открытий прошлого века стало то, что рыночное поведение человека часто экономически нерационально, то есть не направлено на достижение максимальной выгоды. Еще более выражено это в деятельности сообществ, не нацеленных на получение средств к существованию. Во многих коммьюнитарных интернет-проектах самореализация и социализация столь важны для участников, что они готовы вкладывать время, а зачастую и деньги в затеи, не приносящие им ощутимой выгоды. Более того, автор отмечает, что парадоксальным образом введение материального вознаграждения для участников только повредило бы многим подобным проектам, поскольку денежная мотивация обычно вытесняет другие стимулы. Порой даже любимое хобби становится в тягость, когда за него начинают платить деньги, досуг превращается в работу.

Парадокс проектов, утилизирующих когнитивный избыток, в том, чтобы минимизировать обязательства участников. Ведь время, пусть и добровольно, но обещанное проекту, свободным уже не является, и сразу встают вопросы о нарушении обязательств и компенсациях. В качестве иллюстрации автор рассказывает, как в нескольких хайфских детских садах ввели денежные штрафы для родителей, забирающих своих детей позже установленного срока. В результате число опозданий значительно выросло: родители восприняли штрафы как сделку, заменяющую прежние неформальные обязательства перед воспитателями.

На протяжении всей книги Клэй Ширки пытается найти формулу успешного создания интернет-сообществ и дает советы по использованию когнитивного избытка. Но, по собственному его признанию, «такой формулы нет, и мы постоянно ищем». Векторы такого поиска и предлагаются в этой книге.
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи