Музей в Аликанте: живое из мертвого

Музей в Аликанте: живое из мертвого

В музее провинции Аликанте археология приобретает человеческие черты: вместо глиняных черепков и железок, вынутых из земли, главным героем здесь становятся люди

Сколько?

9200 м2 — общая площадь здания MARQ в реконструированном госпитале Св. Иоанна Божьего (открыто в 2002 году)
7527 монет — нумизматическая коллекция MARQ (с IV века до н. э. до ХХ века)
179 раскопов — источники археологической коллекции MARQ
3 евро — стоимость полного взрослого билета в основное здание музея

В кадре — гончар. Он накручивает глиняную спираль и на наших глазах создает из нее примитивный сосуд. Створкой раковины моллюска гончар наносит на поверхность сосуда орнамент. Мы слышим, как гудит пламя в печи для обжига и тихо переговариваются люди.

Предмет, который получится в результате, уже лежит прямо перед нами, в стеклянной витрине: горшок, покрытый выразительным орнаментом, рядом с ним — стрела, копье, форма для бронзового литья, украшение. Они были сделаны в период неолита, а «документальное» кино, со скрупулезной точностью воспроизводящее все древнейшие технологии, от добывания огня до отливки бронзовой застежки-фибулы, — результат работы сотрудников MARQ (Museo Arqueologico de Alicante), Археологического музея Аликанте в Валенсии.

Ученые визуализируют информацию, полученную с помощью археологических находок, и проецируют получившиеся истории на гигантские четырнадцатиметровые экраны. И возникает ощущение, будто реальные предметы — орудия труда, посуда, надгробия, деньги, украшения, оружие, детали жилищ, мебель — попали в стеллажи и витрины не из-под земли, а прямо с видеоэкранов. Музей же просто дает возможность рассмотреть их поближе.

Всего археологи создали 18 фильмов и компьютерных реконструкций. Первобытные собиратели и охотники, древние иберы, ставшие жителями римской провинции Тарраконская Испания, мавры и христиане, подданные Габсбургов и Бурбонов, граждане Испанской республики — все они сосуществуют в музейном пространстве.

1. Каждый год один из множества историко-археологических музеев провинции оказывается почетным гостем MARQ. На открытии выставки из музея крошечного курортного городка Вильяхойоса (Villajoyosa) гости толпились вокруг стендов с глиняными черепками и покрытой патиной бронзовой утварью, как в супермаркете во время распродажи
2. Благодаря продуманному сочетанию видеоинсталляций и реальных предметов каждый может увидеть, как именно объекты появляются на витрине. А заодно почувствовать себя археологом, достающим со дна морского древнеримские амфоры
1. Культовый дизайнер, чех Борис Мицка, создал для MARQ экспозицию, принесшую музею высокое звание «Европейский музей года — 2004»
2. Ни на что не похожие орнаменты — следы уникальной культуры древних иберов, процветавшей на юге и востоке современного Пиренейского полуострова с середины железного века до завоевания римлянами в III–II веках до н. э.

Еще один впечатляющий видеодокумент — скрупулезная реконструкция погребального ритуала в «Иберийской галерее», самой богатой и эффектной в музее. Тело знатного ибера готовят к сожжению члены семьи и воины, входившие в свиту умершего. Костер догорает, останки собирают в урну, устанавливают ее на верхушке небольшого могильного кургана и обкладывают уцелевшим в огне оружием и утварью. Когда прозрачный экран гаснет, через него проступают очертания установленного в глубине ниши подлинного надгробного памятника конца IV века до н. э. — высеченное из песчаника туловище быка с голубиными крыльями.

После побед римлян над карфагенянами в конце III века до н. э. и присоединения иберийских земель к империи местный быт, язык и обряды быстро исчезли под натиском римского культурного влияния. Унификацию всего и вся на римский манер можно назвать первой в истории человечества глобализацией. В Тарраконской Испании, возникшей при императоре Августе в 27 году до н. э. на месте Испании Ближней, люди жили примерно так же, как в любой другой римской провинции. Что и отразилось на коллекции MARQ, в которой присутствуют примерно те же амфоры, бронзовые изделия, мозаики, что и в любом итальянском, французском или балканском историко-краеведческом музее. Но таких достоверных и точных компьютерных реконструкций городской и сельской жизни нет больше нигде.

На экранах, расположенных вдоль стен галереи, — рабы и свободные граждане, одетые в туники, тоги и паллы, прогуливаются, пируют, делают покупки, расслабляются в термах, ведут дискуссии на форуме, собирают оливки и готовят из них масло. Римских граждан на видео изображают сотрудники музея и волонтеры, одетые в римские наряды. А виртуальные улицы, дома, бани и храмы родом из конкретных городов, раскопки которых стали филиалами MARQ.

Благодаря музею не самая эффектная на средиземноморском побережье курортная зона превратилась в пространство «тотальной археологии». Преемственность образа жизни тех, кто нынче называет себя валенсийцами, здесь можно проследить за 120 000 лет, от древних иберийцев до буржуазного расцвета XX века. Но в отличие от обычного героя всех археологических музеев — некоего объекта, извлеченного из земли, восстановленного и снабженного этикеткой, — в Археологическом музее Аликанте героями становятся люди.

Между двумя церемониями

Музей в Аликанте открывали дважды. И оба раза — первые лица страны. 17 января 1932 года в церемонии открытия Провинциального музея археологии и изящных искусств принял участие Алькала Самора, первый президент Второй Испанской республики. Первые три десятилетия своего существования музей был и вправду очень провинциальным: видимо, его создали для галочки в угоду местному патриотизму. В 1939 году военная диктатура изгнала Вторую республику с исторической сцены, однако ее институты Франко не уничтожил, а стал развивать по своему национальному сценарию, выражавшему «особый испанский путь». В полной изоляции Испании от общеевропейской жизни музей продолжал накапливать археологические открытия и все больше претендовал на то, чтобы стать большим музеем.

Прорыв произошел в середине 1960-х. Испания, мучительно изживавшая травмы гражданской войны, немного расслабилась. Выросло и вступило в активную жизнь новое поколение, и испанская культурная изоляция была нарушена. В 1966 году директором музея стал блестящий ученый — Энрике Льобрегат, пионер междисциплинарной археологии, позволяющей специалистам разных профилей восстанавливать и интерпретировать события и процессы на основе археологических находок. Льобрегату удалось создать нечто вроде сети историко-археологических музеев и археологических парков с центром в Аликанте.

Через 70 лет после Алькалы Саморы, 28 мая 2002 года, на открытии нового здания MARQ Ее Величеству королеве Софии был представлен уже не провинциальный музей на задворках Европы, а крупный культурный центр, один из участников высшей мировой музейной лиги.

Фото: Александр Сорин

Ключевые слова: музей, археология
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи