О пользе заблуждений

О пользе заблуждений

Человечество любит опровергать собственные заблуждения. Это стало отдельным жанром литературы и журналистики. А для школьных учителей работа с ложными знаниями, которые дети черпают из Интернета и массмедиа, становится едва ли не важнее самого предмета.

То и дело разные социологические службы делают замеры самых популярных мифов об окружающем мире, человеке или обществе. Многие взрослые люди — выпускники школ и университетов — уверены, например, что времена года сменяются из-за изменения расстояния между Землей и Солнцем. Или что Сальери отравил Моцарта, или даже что лемминги обычно заканчивают жизнь, сбрасываясь со скалы. «Люди часто получают ложные знания о мире из самых разных источников — художественной литературы, популярных исторических фильмов, многовариантных тестов», как сообщает журнал Psychonomic Bulletin & Review в вышедшей недавно статье о коррекции ложных знаний. Авторы исследования, специалисты по когнитивной психологии, спрашивали у школьников, что хранится в горбе у верблюда (жир, а не вода) и сколько хромосом есть у человека (23 пары). А потом измеряли скорость и долгосрочность запоминания правильных ответов. Выяснили, например, что чем больше человек уверен в своей версии, тем скорее он запомнит правильную, но тем скорее снова ее забудет.

Корректировать априорные знания — те, что уже есть у ученика, когда он приходит на урок, — гораздо сложнее, чем давать новые, пишут исследователи. Более того, нет гарантии, что запомнится правильный ответ, даже если давать его одновременно с ложным. В одном из экспериментов психологи сопровождали исторический художественный фильм строгим научным комментарием, и первый усваивался гораздо лучше второго. Но Голливуд каждый год выпускает новые «исторические» фильмы, а в Интернете плодятся народные энциклопедии и социальные сети, в которых нет места строгой научной проверке фактов. Выходит, едва ли не главной задачей учителей в современной школе должна стать работа над ошибками, которые — случайно или ради художественного эффекта — были допущены в массмедиа. Однако на все ошибки ни времени, ни учителей не напасешься, так что гораздо эффективнее не просто развенчивать массовые мифы о том, почему зима сменяется весной, а сразу обучать школьников навыкам верификации.

Илья Колмановский, журналист, популяризатор науки и учитель биологии в московском лицее «Вторая школа», рассказывает, как школьники верят всему опубликованному в Интернете или увиденному в кино. «Один из моих учеников должен был написать работу о причинах и способах лечения рака мозга. А в результате написал о мобильном телефоне как главной причине этой болезни, — говорит Илья. — В списке разных причин, который он нашел в Сети, мобильный телефон ему понравился больше всего, и я понимаю, почему: более сложные варианты не укладываются в детской голове». Значительную часть учебного времени Илья Колмановский тратит на то, чтобы научить детей относиться к информации критически — докапываться до первоисточников, оценивать их.

У взрослых, вообще говоря, заблуждений не меньше. И они так любят их опровергать, что списки самых распространенных ошибок уже стали отдельным жанром. За последние несколько лет вышло несколько таких списков. Среди них «Книга всеобщих заблуждений» под редакцией Стивена Фрая, ставшая основой для специальной страницы «Википедии». Теперь любой может в два клика узнать всю правду о Наполеоне (он вовсе не был коротышкой), Эйнштейне (он хорошо учился в школе), Золушке (в народной версии сказки у нее были меховые туфельки), страусах (они не прячут голову в песок!), водяных воронках (вода в разных полушариях не закручивается в разные стороны) и еще о десятках ложных фактов. По ходу чтения этих увлекательных списков мир постепенно рушится. Но хорошо бы в момент даже самого острого переживания не забывать проверять факты.

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи